Роковая красавица. Актриса, которую сравнивали и с Гретой Гарбо, и с Мэрилин Монро. Нонна Терентьева родилась не в ту эпоху и так и не раскрыла свой талант полностью.
Она блистала в кино в 70-е годы, а затем медленно исчезала со сцены, пока её не забрала болезнь. Вся жизнь Нонны была похожа на захватывающую гонку, в которой имя победителя никогда не назовут…
Три «Н» на счастье
Детство Нонны Терентьевой (девичья фамилия – Новосядлова) прошло в трёх совершенно разных местах. Она родилась в столице Азербайджанской ССР, позже семья переехала в Румынию, а затем – в Киев.
Отец девочки, Николай – советский офицер, настоял на том, чтобы имя дочери начиналось на букву «Н», как отчество и фамилия. Ему казалось, что это принесёт дочери удачу в будущем.
Мама Нонны была театральной актрисой, поэтому неудивительно, что мечты о сцене начали посещать будущую «советскую Мэрилин Монро» ещё в раннем детстве.
Девочка мало чем отличалась от большинства сверстников, разве что посещала хореографический кружок, но мамины гены давали о себе знать.
После окончания школы Нонна Новосядлова принимает решение поступать в Киевский театральный институт. Были, конечно, ещё мысли о танцевальном училище: девушку в своё время приглашала учиться в Москву сама Галина Уланова, но в последний момент что-то подсказало Нонне – выбор нужно сделать в пользу театра.
Красавица-студентка
Красавица-студентка очень быстро стала приковывать к себе внимание мужчин, но вот выбор свой сделала не в пользу известного актёра или сокурсника. Её избранником стал Борис Терентьев – аспирант института Патона.
Почему Борис обратил внимание на обворожительную Нонну – совершенно понятно, но что привлекало красавицу в Терентьеве – для многих так и осталось загадкой.
Дело было не во внешности возлюбленного, а в том, что он был совершенно чужд театральному миру… Может, как раз рациональность Бориса и привлекла будущую актрису.
Тем не менее скоро Нонна Новосядлова покинула Киев. Причиной отъезда стала как раз размолвка с Терентьевым. Нонну тянуло в столицу. Она чувствовала, что ей надо быть ближе к Москве и тамошнему укладу жизни.
Москва открывает свои объятия
Новосядлова стала студенткой во второй раз, только теперь уже Щукинского театрального училища, и не прогадала. В Москве мимо талантливой, аристократичной и как будто бы неземной Нонны не смог пройти практически ни один режиссёр.
Не было никакого там удачного дебюта – успех обрушился на Нонну огромным валуном еще до того, как она успела «засветиться» на экранах. Предложения сниматься посыпались моментально, а молодая актриса только успевала соглашаться.
«Бухта Елены», «Самый медленный поезд» и «В городе С.» – три первых работы Нонны в кино, причём последняя была удостоена показа на Каннском фестивале. Благодаря этому событию Нонне удалось побывать в Европе и увидеть мир «другого кино».
Европейская публика была в восторге от красоты советской актрисы. Удостоилась она и восхищённых отзывов от представителей «кинобогемы»: комплименты Нонне расточали Ив Монтан и Симона Синьоре.
Молодой и неопытный
Ещё на третьем курсе Щукинского училища Нонна познакомилась со студентом МГУ Игорем Волгиным. Их первая встреча прошла в Доме журналистики и продолжилась романтическими ухаживаниями со стороны начинающего поэта.
Красивая история любви так и не получила своего продолжения: Игорь постоянно пропадал, а потом вновь, как ни в чём не бывало, возникал на горизонте.
Не таких отношений хотела Нонна. Ей нужен был надёжный и любящий мужчина – такой, на которого можно было бы положиться.
Как раз в это время в Москву приехал Борис Терентьев. Он всё ещё любил Нонну и предложил забыть старые обиды и начать всё с начала. «Надёжный тыл» оказался очень привлекательным вариантом будущей жизни, и Нонна согласилась выйти за Терентьева замуж.
В браке с Борисом Нонна родила дочь Ксению, но счастья супруги так и не обрели. Слишком разными оказались «миры» в которых они существовали. Рациональный Терентьев и слышать не хотел ни о каком театре, а тем более – кино.
Жена становилась известной на весь мир актрисой, а он всё талдычил Нонне о домашних обязанностях. Лишь через много лет Терентьев понял, насколько неправильно вёл себя по отношению к жене, насколько не хотел её понять…
– Я был молод и неопытен. Рядом со мной была та, что воплощала собой какую-то непостижимую красоту и стала известна на весь мир, — признавался Борис спустя годы.
Сразу после женитьбы, Борис увёз жену в Киев, где Нонна стала актрисой местного драматического театра, вот только отношение к Терентьевой со стороны коллег оставляло желать лучшего.
Отец Бориса занимал пост достаточно влиятельного чиновника и многие связывали получение Нонной ролей именно с этим фактом.
Неурядица следовала за неурядицей – прагматичный муж настаивал на домашнем уюте, а в театре Терентьеву «пожирали» завистливые взгляды смещённых с трона прим.
Нонна Терентьева приняла, как ей казалось, единственное верное решение – развелась с мужем, забрала дочь Ксению и вернулась в Москву.
В лучах славы
Приглашения сниматься продолжали поступать. В 70-е актриса была чрезвычайно востребована, а наибольший успех ей принесла роль в фильме «Крах инженера Гарина».
Именно после этого фильма многие начали сравнивать талант Терентьевой с уровнем Греты Гарбо. В те же годы Нонна Терентьева снялась в картинах «Таланты и поклонники», «Бешеное золото» и «Транссибирский экспресс».
У большого успеха была и оборотная сторона: роли Терентьевой отличались однообразием. Она попала в плен одного образа: бездушная красотка.
Внешность актрисы воспринималась режиссёрами в отрыве от её духовного состояния, а потому по-настоящему глубоких образов ей не предлагали.
Милое смазливое личико – вот, что они видели, а соответственно и играть предлагали авантюристок и неблагонравных женщин.
Время исканий
Всю последующую жизнь актриса Нонна Терентьева как будто тихонько угасала. В Москву в начале 70-х она приехала не только с дочерью – на тот момент рядом оказался коллега Владимир Скомаровский.
В последующие годы эти отношения постепенно сходили на «нет», истачиваясь до состояния близкого знакомства. Закончилось всё совсем нелепо: Скомаровский в конце десятилетия покинул СССР.
Заводить новые романы Терентьева не хотела: она всё больше сосредотачивалась на воспитании дочери, а потому боялась лишний раз травмировать Ксению, тем более её родной отец Борис сохранял отношения с бывшей семьёй и частенько навещал дочь в Москве.
В кино Нонна продолжала сниматься, вот только интенсивность работы снизилась. В 80-е Терентьева снялась лишь в трёх более менее значимых фильмах — «Похождения графа Невзорова», «Соучастие в убийстве» и «Борис Годунов».
Вызвано это было не только более разборчивым отношением актрисы к предлагаемым ролям, но и кризисом времён «перестройки». Советский кинематограф постепенно приходил в упадок.
Отличительной чертой Нонны была тяга к красоте и свободе. Она как бы постоянно бросала вызов «коллегам по цеху» и обществу, говоря: «Вы видите меня только такой – наряженной и смазливой куклой, а я могу быть такой, какой захочу…»
В конце восьмидесятых по Советскому Союзу прокатилась череда концертов, в которых актриса Нонна Терентьева выступала в амплуа певицы, исполняя джазовый репертуар…
Болезнь сразила Нонну в середине 90-х – у неё обнаружили рак груди. Не помогла даже проведённая операция. Свою главную, поставленную лишь перед самой собой задачу, Нонна Терентьева выполнила – она воспитала дочь, а зрителю оставила тайну… Что же больше всего ценила в жизни актриса?