Грешно ли это — избегать общения с человеком, с которым неприятно общаться, или неинтересно, или когда у тебя нет времени? На этот вопрос ответили протоиерей Димитрий Смирнов и иеромонах Роман Кропотов.
Роман Кропотов, иеромонах:
Я думаю, это не грех. Если человек к своей душе относится внимательно. Не случайно же апостол пишет: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы».
Худые сообщества необходимо сторониться. Потому что спасение своей души должно быть важнее. Здесь мы сталкиваемся с вопросом, кого выбрать — Бога или друзей? Нередко люди хотят угодить другим людям, нежели Богу, чем предают Его. Этого нельзя допускать.
Кроме того, в некоторых случаях нужно не только избегать худые сообщества, необходимо обличать поведение людей. То есть высказать, что те или иные действия, или фразы являются недопустимыми.
Апостол Павел пишет: «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их… и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте».
Поэтому избегайте плохих сообществ и вредных бесед. Но будьте готовы, что ваши приятели вас не поймут. И, возможно, вы подвергнитесь критике…
Старайтесь не испытывать неприязнь к самим людям, обличайте только грех. И сохраняйте связь с Богом, потому что она не имеет конца.
Димитрий Смирнов, протоиерей:
Если один человек избегает встречи или общения с каким-то другим человеком, в этом случае большое значение имеет мотивация.
Если исходить из правила «С преподобным преподобным будешь… с развращённым развратишься», то человек в этом случае избегает дурную компанию. И поступает правильно. В Писании в связи с этим сказано: «… будет он тебе, как язычник и мытарь».
То есть обходить такого человека или такую компания за три версты — очень даже полезно. Что же теперь со всеми дружбу водить? В Писании даже говорится, что некоторых не нужно даже приветствовать. То есть идти мимо, как будто и не встречал.
То есть всё зависит от мотивации. Если у вас на человека обида какая-то и вы стараетесь избегать человека, то эта мотивация неправильная, нехристианская.
А если у вас цель избежать соблазна, осквернения, ненужных разговоров, тогда это не только приемлемо, но и необходимо.
К примеру, звонит у меня телефон. Я смотрю, кто звонит. А у меня свободного времени — только три минуты. Я не поднимаю трубку. Почему?
Потому что знаю, что разговор — минут на сорок. Я знаю, что этот человек коротко не может. Он когда включается, то остановиться не может…
Но когда у меня есть время, я ему перезваниваю. Специально набираюсь терпения, привожу себя в ровное состояние духа…
Я не всегда располагаю временем, чтобы слушать заезженную пластинку. Мы же понимаем, что человек много говорит часто из тщеславия. Жалко тратить на это жизнь.