Горькая доля «Сладкой женщины­». Унижения всю женскую жизнь

Эта повесть Ирины Велембовской, по которой сняли одноименный прекрасный фильм – не про трагедию. Даже не про драму. И от этого еще грустнее.

Повесть – про лишения и особенно про унижения, которые сопровождали любую советскую женщину в фоновом режиме. Я читала и поразилась, насколько честно автор про это осмелилась написать! Потом уже прочитала, что повести Велембовской не очень хорошо печатали по причине цензуры.

Кадр из фильма «Сладкая женщина»

Фильм снят точно по тексту, если говорить о сюжете. Но в фильме иначе расставлены акценты. Осталась в основном привлекательная сторона жизни. Ванильно-сладкая, хорошо зарабатывающая Аня в ее красивых платьях и «обстановке­».

Основная драма фильма, это что герой Янковского, Тихон, Аню не полюбил. Из фильма совсем ушел унизительный, тягостный жизненный фон, которым полна повесть.

Я бы сказала, в повести неудача с Тихоном это такая мелочь на фоне остального. Плюнуть на Тихона и забыть. А как плюнуть на повседневность, из которой не выбраться?

Жизнь окунает Аню головой в помойное ведро с самого начала. Аня живет в общежитии для работниц, вечерами «гуляет­» с молодыми людьми.

Кстати, до Марика (Марк Шубкин в книге, в фильме Ларик) Аня никому ничего не позволяла. И поэтому кавалеры приходили к ней на свидания неохотно и быстро ее бросали. А зачем она им, если не «позволяет­»?

И все знают: девушке нереально удержать возле себя жениха без физической близости. Об этом говорят открыто, это 1948 год! Ни о какой настоящей любви там никто не говорит.

Аня красивая, хорошо одетая, у нее легкий характер. Но никто ей всерьез не увлекается. Считается, что девушек много, а мужчин мало, унесла война. Но Аня 1930 года рождения, ее ровесники не воевали. Все равно: мужчина ценный приз, девушка – расходник.

Молодая Аня с Лариком-Мариком

Все последствия интимной близости – нелегальные аборты или рождение ребенка – девушки фабричные хлебают в одиночку.

Мать-одиночка в рабочей среде не редкость, никто их не стыдит. Считается, что это следствие войны. Лучше так, чем совсем бездетной остаться.

А если проходишь до 22 лет «гордой­», то потом вообще станешь никому не нужной старухой. Немногочисленных мужчин разберут более молодые.

Очень тяжелое описание жизни с маленьким сыном, пока Аня его не отдала Шубкиным или матери. Убогий быт, бессонные ночи, стирка пеленок в тазу. Умолчали, что помимо пеленок после родов стирать еще и свои прокладки, одноразовых не было.

В ясли она сына возила на руках, на трамвае! Кто-то мне писал, что ясли были «прямо на предприятии­». Это и считалось, что ясли предприятия, просто они были далеко.

Ни один мужчина в жизни Аню вообще не любил. Это автор подразумевает как норму. Марик ее приводил в квартиру родителей, потому что больше никто не соглашался.

У других героинь советских фильмов душевное одиночество и отсутствие любви это драма. Хоть у Кати Тихомировой, хоть у «нашей мымры­». Это то, на чем держится сюжет.

В повести «Сладкая женщина­» подразумевается, что женщина любви к себе и не должна ожидать. Обслуживай, обстирывай, сама люби, если он позволяет, и хватит с тебя.

В повести муж Ани изуродован ранением, немолод. Но считается, что сокровище тут именно он. Правда, он как человек хороший, порядочный. Но он тоже Аню не любил, а единственным близким человеком считал сестру.

В фильме муж — красивый актер Вельяминов

И Аня, и ее муж работают на заводах, оба передовики производства. Но она вовсе не получает отдельное жилье, а он – почти в 50 лет! Это тоже автор не отмечает, как унижение, это нейтральный факт.

Все любители помечтать о бесплатных советских квартирах, вдумайтесь: они поженились в 26 и 36 лет, соответственно, и получили жилье через 12 лет.

Как Варламов часто спрашивает: хотели бы так жить? Фраза из повести, от которой меня продрал по коже мороз:

Мне даже больно думать о том, какой ужас это, хирургический аборт. Это уже легальный, но тогда без наркоза делали. В этой статье мне наивные люди писали, что «в СССР никто абортов не делал, потому что все рожали­».

Друзья, какие все? По 20 раз рожать? А столько раз за жизнь многие и беременели, потому что контрацепции не было. Аборты делали на потоке, никто не стыдил, не тратил время на отговаривание.

Мужчины о том, чтобы избежать беременности партнерши, не думали. Даже «порядочные­», как муж Ани. Есть два способа контрацепции, доступные мужчинам.

Один надежный, другой так себе. Но и этим не занимались. Потому что считали, что это бабские дела. За любовь расплачивались только женщины.

Какие были последствия трудного аборта, как именно болела Аня, даже страшно подумать о таком… Аня в повести два раза изменяла мужу. Но какие же унылые и безрадостные это были измены! Даже каплю радости этот небольшой грешок не принес.

В фильм не вошло, как Аня изменила с женатым коллегой. Он привел ее в холодный полуподвал. А куда еще? Домой нельзя, свободных квартир друзей нет, все семейные. В гостиницы пускали только со своей женой, а не с чужой.

Вот так и вышло, что взрослая, зарабатывающая, холеная, замужняя дама идет на диван в полуподвал. У нее хватает денег, у кавалера тоже, но жизнь такая! Вторая измена с грузчиком. Тоже вспоминала как унижение, боялась болезней.

И не в самом факте измены дело. С Тихоном она уже свободна, он тоже, а интимные моменты не лучше. Происходят в пустой, холодной квартире в доме под снос.

Встреча Ани с Тихоном /кадр из фильма «Сладкая женщина»

Через всю повесть проходит это несоответствие внешней стороны жизни Ани и ее изнанки. Она ценный работник, общественница. На фабрике дают путевки в дома отдыха. Кажется, что трудящиеся живут хорошо…

А на изнанке: аборты наживую, жалкий адюльтер впопыхах и в убогой обстановке, трехчасовые очереди, доставание товаров.

Столкновение этих двух сторон происходит, когда Аня падает с лестницы в заброшенном доме после свидания с Тихоном. Ее находят и удивляются: почему хорошо одетая приличная женщина в таком месте?

Очень редко кто писал или снимал об этой изнанке. В фильме по этой повести она полностью ушла. За что жизнь наказывает Аню? Она хороший человек.

Что неразвита умственно и душевно, так это не всем дано. Зато очень работящая, хозяйственная, влюбчивая, легко бросается помогать другим.

Аня с Тихоном / кадр из фильма «Сладкая женщина»

А жизнь ее и не наказывает. Это и не наказание, а так – повседневность. Нормальность. Не припомню, чтобы еще кто-то так открыто написал об этой женской рутине, в которой постоянная боль, нелюбовь, снисходительно-грубоватое отношение. А деться от этого некуда.

Не представляю, какой счастливый билет могла вытянуть женщина из поколения наших мам или бабушек, чтобы этого было в жизни хотя бы поменьше.

Источник

Оцените статью