Этот феномен встречается и в обычной жизни. Но именно на даче он расцветает пышным цветом. Казалось бы, живёт семья тихо, никого не трогает и никому не мешает.
Живёт в своих границах, не выходит за них, ничего не захватывает и не захламляет. И именно эта семья становится центром притяжения для всякого рода хамов, которые дня не могут прожить без скандала.
Оттяпать кусок лужайки перед домом? А пожалуйста! Перекрыть проезд своей кучей? С удовольствием! И вообще, ты виноват уж в том, что хочется мне кушать! Впервые этот феномен открылся мне на работе.
Шкафчик для переодевания мне достался в дальнем углу раздевалки, у окна. Я работала себе, и не понимала своего счастья. Не подозревала, что моё «место под солнцем» может стать предметом интриги.
Потому, что тётка, шкаф которой находился между входом и душевой, присмотрела его себе. Однажды так и говорит: «А давай поменяемся, ты всё равно учишься, работаешь редко, уйдёшь потом, небось со Скорой».
В принципе, она права. Она чаще работает, ей не удобно в проходе переодеваться. Но с другой стороны, почему я должна жертвовать ради неё своим комфортом? Дождись, когда я уйду, и занимай.
Я отказалась от обмена. Максимально вежливо и тактично. В ответ получила: «Ещё не врач, а нос задрала. Ты доучись ещё». И нажила себе врага.
Не дай Бог было сдавать смену ей. Она таскала из ящика медикаменты и градусники, спускала кислород в баллонах, прятала шины. А потом писала на меня докладные.
Однажды за этим делом её прищучил водитель. Пропажи прекратились. Я не могла себе представить, что война, в которой в конечном итоге могут пострадать посторонние люди (пациенты) может быть развязана из-за какого-то шкафа!
У хамов всегда есть оправдание своей наглости: работаешь редко, место пустует, и т.д. Самое главное послание тщательно вуалируется, но при этом легко читается между строк: «МНЕ НАДО, А ТЕБЕ НЕ ОЧЕНЬ».
То есть, агрессируя, они не просто находят оправдание своему нахальству, но оправдание с обвинением, мол, это ты нахалка, собака на сене. Ярче всего этот феномен проявляется на даче. Мне и читатели об этом часто писали в комментариях.
По комментариям судить, конечно, трудно, истинная подоплёка не видна, хотя, в принципе просматривается: неадекватный агрессор всегда находит жертву среди тихих и нескандальных людей, которые живут вещью в себе.
Агрессор же, как раковая опухоль, тянет свои щупальца во все стороны. Причём так вывернет, что пострадавший от агрессии ещё и оправдываться будет, чувствовать себя «последней сво***ью»:
• Я твою малину собрала, потому, что всё равно сыплется, ТЕБЕ ЖАЛКО, ЧТО ЛИ?
• Я у тебя перед домом кучу навоза вылила, потому, что место пустует. ТЕБЕ ЖАЛКО, ЧТО ЛИ?
• Я к тебе снег под забор сгребаю, потому что ты всё равно зимой редко/совсем не приезжаешь, тебе ЖАЛКО, ЧТО ЛИ?
• Я баню построила впритык к твоему забору потому, что у тебя земля всё равно пустует, тебе ЖАЛКО, ЧТО ЛИ?
Примеры можно приводить бесконечно. В обычной человеческой жизни точка подобного соприкосновения может быть ничтожная, или всего одна.
Например, сосед сверху курит с балкона, или трясёт половики, или барахло в общем тамбуре навалил. А в остальном — нормальный человек. Вроде, как они есть, но сильно не мешают. На даче же, в сельской местности всё выглядит острее и режет по живому.
Патологический хам в спарринг-партнёры всегда выберет человека, живущего ПО ПРАВИЛАМ. Того, который не выходит за рамки и не нарушает границ. Потому, что хам твёрдо знает, что в игру «ущеми соседа» можно играть и вдвоём. Он сам бы так сделал:
• Ты дырку в заборе сделал, мою малину собрал? А я дождусь, когда тебя дома не будет, помидоры оборву. Всё равно фитофтора побьёт, тебе ЖАЛКО, ЧТО ЛИ?
• Ты мне перед домом кучу навоза вывалила, так я часть к себе на участок перевезу. Моя земля — имею право. ТЕБЕ ЧТО, ЖАЛКО, ЧТО ЛИ?
• Ты мне снег свой накидал? А я к тебе воду по весне спущу. У тебя всё равно газона нет, ТЕБЕ ЧТО, ЖАЛКО, ЧТО ЛИ?
• Ты мне баню под забор поставил, а я тебе курятник свинарник компостник. ТЕБЕ ЧТО, ЖАЛКО, ЧТО ЛИ?
Хам изначально свободен от условностей, в отличие от «интеллигентика», которому с детства вбили, что «так нельзя».
Хам живёт по своим правилам, которые гласят, что действие всегда равно противодействию, а иногда и с добавкой. Потому, что он сам бы так сделал.
А от соседа, живущего по правилам, он подвоха не ожидает. В хаме даже азарт просыпается: а что ещё можно сделать, чтобы вывести тебя?
Но стоит слегка, образно говоря, дать ему по сусалам, как хам тут же заверещит:
— Караул! Обидели зайку, накакали в норку!
Ситуация тупиковая и беспереспективная, потому, что тихий и бесконфликтный сосед всегда будет бесить экспансивного хама одним своим существованием. Потому, что в нём, как в зеркале, хам всегда будет видеть свою хамскую личину.