Что нужно и что не нужно говорить на исповеди, и как преодолеть стеснение перед священником, рассказал протоиерей Валерий Сосковец.
Валерий Сосковец, протоиерей:
Хочется сказать не только о том, что именно надо говорить на исповеди, но и о внутреннем состоянии человека перед исповедью и на исповеди, а также о взаимоотношении со священником.
Начнём с самого главного — с внутреннего. Когда идёшь на исповедь, если хочешь получить от этого Таинства благодать, нужно иметь в сердце своём и своём уме намерение исправить грехи и больше их не повторять, и стать Богу по-настоящему верным.
Если такое намерение есть, то всегда после исповеди бывает необычайная лёгкость и благодать. Кто с таким сердцем подходил, тот знает, что даёт Исповедь. Какую радость она может принести.
Теперь о внешнем. Исповедь сама по себе есть открытие Богу своих грехов. Не священнику, а Богу, но в присутствии священнослужителя. Поэтому она начинается такими словами: «Прости меня, Господи, я согрешил…» И дальше человек говорит, в чём он согрешил.
Ни в коем случае не надо себя оправдывать. Люди порой хотят объяснить священнику, по какой причине они согрешили. Не нужно этого делать.
Мы всегда грешим, потому что мы — грешные люди. Если бы на нашем месте и в нашей ситуации оказался апостол Павел или Матрона Московская, то такого греха не произошло бы.
Оправдывать себя на исповеди — дело последнее и самое неловкое. Этого делать не нужно. Исповедь — это не место для объяснений, почему я сделал что-то плохое. Нужно просто перечислить, в чём ты согрешил.
Не нужно на исповеди упоминать о других людях, оправдывая свои грехи. Мой зять делает так-то, и поэтому я его оскорбила. Достаточно сказать: «Прости меня, Господи, что я испытала раздражение, гнев и высказала неподобающие слова…»
Не нужно называть те грехи, которые ты не совершал. К примеру, человек из перечня грехов взял и назвал на исповеди такой грех, как мшелоимство. Что это такое? Это взяточничество.
И вот приходит старая бабушка и кается в этом грехе. Это ложь… Как скрывать свои грехи — это грех, так и наговаривать на себя — тоже грех.
В корне неверно говорить на исповеди, что я во всём согрешил. Нет такого человека на земле который согрешил бы всеми возможными грехами. Не удастся. Жизни не хватит. Грех очень распространён. Одни грешат одними грехами, другие — другими…
Как часто человек должен исповедоваться? Нужно исходить из такого состояния, что сердце человека должно быть всегда чистым. Это его нормальное состояние. Вот я исповедовался, причастился, отошёл… И теперь должен хранить своё сердце чистым.
Если я заметил, что я согрешил — в мыслях или слово дурное сказал, я должен тут же сказать: «Господи, прости». В вечерних молитвах есть ежедневное исповедание грехов.
Какие-то мелкие грехи можно тут же и отмолить. Но как только есть возможность, нужно прибегать к церковному Таинству Исповеди, потому что здесь мы имеем всю полноту врачевания.
Теперь об отношениях со священником. Понятно, что исповедь — это не разговор со священником. Многие опасаются, что священник, услышав про их грехи, очень сильно удивится или ужаснётся. Это большая ошибка.
Уверяю вас, опытного священника удивить невозможно. Он слышал почти обо всём на свете. Когда вы приходите на приём к стоматологу, вы же не думаете, что врач ужаснётся от состояния вашего больного зуба. Там всё очень просто: надо лечить больной зуб.
Когда я ещё не был священником, мне тоже было неловко называть свои грехи. Я думал, что священник, услышав про мои поступки, будет обо мне очень плохо думать. Но когда я сам стал священником, я узнал очень интересную вещь.
Если человек приходит в храм и в твоём присутствии Богу исповедует свои грехи, какими бы они страшными и грязными ни были, и искренне кается в них, то к нему всегда рождается доброе, тёплое, необыкновенное чувство. Это — от Бога. Как бы без Бога священник всё это понёс?
Поэтому не бойтесь, исповедуйте грехи, как есть. Если не можете произнести вслух, то напишите их на бумаге и дайте священнику прочитать.
Вот примерно таким образом должна быть построена исповедь. Если к ней так подходить, то с Божьей помощью от грехов мы совершенно очистимся. И постепенно наша жизнь изменится по образу Господа нашего Иисуса Христа.