Полочное кино: примечательные советские фильмы, запрещенные в СССР. Да неужели!

Полочным кино принято называть фильмы, которые в СССР снимались для широкого проката, однако по разным причинам не были допущены до зрителей либо сняты с проката и отправлены в архив.

По подсчетам, за годы советской власти с 1930-х годов и до Перестройки в черный список попали порядка 250 фильмов — полное собрание кинематографа какой-нибудь небольшой страны.

В основном под запрет фильмы попадали по идеологическим соображениям, но бывало, что и качество фильма оставляло желать лучшего или он становился неактуальным из-за смены политической обстановки.

Большинство из таких кинолент дошли до зрителя лишь в Перестройку, когда был объявлен курс на гласность.

Впрочем, в последние годы современный кинематограф России также придерживается самоцензуры, а в прокат выходят лишь дотированные государством гламурные фильмы-агитки в стиле «Т-34», оставляя все остросоциальные вопросы за кадром.

Сегодня мы подготовили для вас подборку из самых известных «крамольных» фильмов, которые долгие годы пылились на полках Госфильмофонда, прежде чем им удалось добраться до зрителей.

1. Комиссар (1967)

К/ст им. Горького, реж. Александр Аскольдов. Первый и единственный фильм молодого режиссера Александра Аскольдова, который хотели приурочить к 50-летию Октября.

Повествует об эпохе Гражданской войны, когда беременную комиссаршу Красной Армии (Нонна Мордюкова) приютил многодетный еврей, пострадавший от погромов (Ролан Быков).

Она оставляет ему своего новорожденного ребенка и уезжает воевать. Большинство актеров и режиссер фильма были евреями.

Однако во время съемок фильма отношения между СССР и Израилем кардинально ухудшились, и поэтичный фильм-притчу запретили как идеологически вредный. До широких масс он дошел лишь в 1987 году, когда был показан на Московском кинофестивале.

2. Долгие проводы (1971)

К/ст им. Довженко, реж. Кира Муратова. Драматичный фильм повествует о взаимоотношениях стареющей матери (Зинаида Шарко) и ее взрослеющего сына, которого женщина не никак хочет отпускать от себя во взрослую жизнь, боясь одиночества.

Однако руководству студии не понравилась тема отчужденности и бессодержательности судьбы главной героини, что якобы не свойственно светлому коммунистическому обществу, а Кира Муратова вносить правки отказывалась.

В итоге фильм положили на полку, а зрители смогли его увидеть лишь в 1987 году. Также фильм вошел в Топ-10 украинских фильмов.

3. Проверка на дорогах (1971)

Ленфильм, реж. Алексей Герман. Кино о ВОВ имело в советские годы сакральное значение, и к нему худсоветы и приемочные комиссии Госкино относились особенно строго.

Поэтому фильм про бывшего немецкого коллаборациониста (Владимир Заманский), который раскаялся и сдался в плен к партизанам, а затем партотряду приходится на него положиться, не вписывался в официальный героический образ советских партизан, и был запрещен к показу.

Кроме того, в фильме показывалась жалось к советским военнопленным. Интересно, что во время съемок фильм носил название «Операция» С Новым годом!, а нынешнее название получил лишь в Перестройку. На большой экран картина вышла лишь в 1986 году, получив Госпремию СССР.

4. Интервенция (1968)

Ленфильм, реж. Геннадий Полока. Трагикомедия Геннадия Полока, стилизованная под театральные представления начала XX века, рассказывает о жизни в Одессе в годы гражданской войны в несколько комичном-гротескном ключе.

Включая и большевиков, что не понравилось руководству Госкино. Говорят, что оригинал пленки хотели уничтожить, однако актерам и режиссеру удалось ее спрятать.

Одним из факторов, вероятно, стала главная роль опального Владимира Высоцкого в съемках картины как лидера подпольной группы большевиков, а также то, что почти все песни к фильму были написаны им. В прокат фильм вышел лишь в 1987 году.

5. Скворец и Лира (1974)

Мосфильм, реж. Григорий Александров. По сюжету шпионского фильма советские агенты под прикрытием Федор (Скворец, Петр Вельяминов) и Людмила (Лира, Любовь Орлова) выполняют важные задания правительства СССР в Германии на протяжении 1930-1950-х годов, входя в доверие к западной элите.

В этом фильме 71-летняя Орлова, жена режиссера фильма Григория Александрова, для которой эта работа стала последней, исполняет роль молодой 30-летней женщины, что выглядит довольно нелепо.

Кроме того, фильм грешит множеством исторических ляпов, начиная от Мерседеса выпуска конца 60-х в ФРГ начала 50-х, Калининским проспектом в Москве начала 60-х и заканчивая музыкой.

По-видимому, низкий художественный уровень картины вкупе с пропагандой красивой жизни империалистов, а также реальное разоблачение в это же время помощника канцлера ФРГ с супругой, которые шпионили на ГДР, и стали причиной того, что фильм положили на полку.

Зрители смогли его увидеть по ТВ лишь в середине 90-х годов. Аналогичная неудача постигла и предыдущий фильм режиссера, Русский сувенир.

6. Отпуск в сентябре (1979)

Ленфильм, реж. Виталий Мельникова. Данный фильм снимали по заказу Гостелерадио.

Обычный советский инженер (Олег Даль) переживает кризис среднего возраста и ведет себя недостойно по отношению к супруге, коллегам и друзьям, и особо не скрывает романы на стороне. Но он верит, что от душевных мук его сможет спасти утиная охота в сентябре.

В Останкино картину вроде как похвалили, но посчитали неудобной для показа перед Олимпиадой-80 из-за ее нигилистских мотивов.

Премьера фильма состоялась лишь в 1987 году, а игра Даля была отмечена призом на Всесоюзном фестивале телефильмов. Но сам актер до этого момента не дожил.

7. Блондинка за углом (1984)

Ленфильм, реж. Владимир Бортко. Сатирическую комедию о торговой мафии в позднем СССР сняли еще в 1981 году, однако фильм тогда не был принят руководством Ленфильма как «порочащий социалистическую действительность».

По сюжету деловитая Надежда (Татьяна Догилева), которая работает на блатной должности в гастрономе, влюбляется и пытается «сделать человека» из бывшего интеллигента-астрофизика (Андрей Миронов), который разочаровался в своей работе и устроился грузчиком в магазин.

Пролежав 3 года на полке, киноленту после многочисленных купюр наиболее острых сцен про блат и дефицит, которые заменили лирическими вставками с вокалом Миронова, все же выпустили в прокат, где ее посмотрели 24 млн. зрителей.

Источник

Оцените статью