«Ты — коллекционер прекрасных дам», — подшучивали над Олегом Ефремовым друзья. И в этой коллекции Ирине Мирошниченко было отведено особое место, хотя любовный роман актрисы и режиссёра длился всего лишь три месяца.
Ещё учась в Школе-студии МХАТ, 21-летняя Ирина блеснула в роли Кати, сестры персонажа Никиты Михалкова в фильме «Я шагаю по Москве». После премьеры начинающая актриса встретила на улице Кончаловского.
— А я Вас знаю! — воскликнул Андрей. — Вы моего брата Никиту в фильме идиотом назвали. И правильно сделали!
Зрители сразу же запомнили очаровательную блондинку, элегантную утончённую красавицу. Поклонников появилось великое множество, но Мирошниченко уже была замужем за драматургом Михаилом Шатровым.
Они познакомились в студии при театре Ленинского комсомола, где Ирина начала заниматься ещё школьницей, а Шатров был одним из руководителей. Вот как вспоминает про появление Мирошниченко во мхатовской школе Святослав Дёмин:
— Поступить было сложно, но Ирина не сдавала вместе с нами экзамены. Её, 17-летнюю, привёл к нам сам Михаил Шатров уже после начала занятий и объявил,
что она будет играть Ларису в учебном спектакле «Бесприданница». Особый статус Иры был всем очевиден, вскоре она вышла замуж за Шатрова.
Михаил был известным драматургом, очень хорошо зарабатывающим и вхожим в театральные и кинематографические круги. Он познакомил молодую жену со всем московским бомондом.
На четвёртом курсе она снялась в фильме «Андрей Рублёв» у Тарковского. Режиссёр обратил на неё внимание в «Национале», где актриса любила пить кофе (Шатров не скупился на безбедную жизнь жены).
Тарковский восхитился лицом Ирины, словно предназначенным для иконописи, и снял её в роли Марии Магдалины. Много лет спустя Мирошниченко посетит его могилу в Париже и на год вперёд оплатит свежие цветы. Во МХАТ Ирина попала тоже благодаря супругу.
— Вместо меня взяли Мирошниченко, — вспоминала Вера Алентова. — Литературной частью МХАТа заведовал известный драматург Михаил Шатров.
Вполне естественно, говорили знающие люди, что при распределении выбор пал на неё. Тем более, что она действительно была очень способной студенткой.
Впрочем, талант Мирошниченко никто не отрицал. В 1966 году она ярко заявила о себе в главной роли переводчицы из комендатуры порта в остросюжетном фильме «Их знали только в лицо».
Брак с Шатровым продлился 12 лет. У Ирины вспыхнул недолгий роман с актёром Всеволодом Абдуловым, а затем она вступила в брак с литовским режиссёром Витаутасом Жалакявичюсом.
В то время он был очень успешен после прославившего его фильма «Никто не хотел умирать». А Ирина снялась у него в фильме про латиноамериканских революционеров «Это сладкое слово — свобода!»
Союз с режиссёром обещал быть очень продуктивным. После съёмок фильма Витаутас, написавший сценарий по «Мадам Бовари», договаривался о съёмках в Италии.
Тем временем, его жена жаловалась в парторганизацию, звонила матери Мирошниченко и Михаилу Шатрову, жалуясь, что молодая актриса уводит режиссёра из семьи, в которой растёт маленькая дочь.
— Мы просто не могли не пожениться, — улыбалась актриса. — Это было как локомотив, всё решили за нас. Актриса считала, что лучше бы это была просто любовная связь, потому что брак продержался всего лишь полгода.
В сентябре 1970 Олег Ефремов получен назначение в МХАТ на должность режиссёра. Он не мог пройти мимо очаровательной блондинки моложе его на 15 лет. Их страстные отношения быстро привели к решению съехаться. Они, впрочем, давно были знакомы.
Мирошниченко с Шатровым и Ефремов с Покровской жили рядом, ходили друг к другу в гости. В театре судачили, что Мирошниченко чувствует себя хозяйкой и делает, что ей захочется.
Но это было не совсем так, Ефремов в своей вотчине повелевать никому не давал. Так, во второй половине 70-х Госкино отправило Ирину на неделю советского кино в Мексику.
В это время у неё не было спектаклей в театре. Но была пропущена репетиция, и Ефремов пришёл в ярость. Когда Мирошниченко прилетела в Москву её ждал приказ об увольнении.
— Александр Митта хотел в «Экипаже» снять Елену Проклову, причём без проб, — рассказывал директор фильма «Экипаж» Борис Криштул. — Но за два дня до старта она отказалась: «Сниматься не смогу. Меня ввели во все спектакли МХАТ вместо Ирины Мирошниченко.
Она улетела в Южную Америку без разрешения худрука Олега Ефремова. Мирошниченко вытворяет всё, что хочет, потому что спит с Ефремовым!»
Мирошниченко не уволили, поскольку она возмутилась и в поисках справедливости нашла защиту у министра культуры Петра Дёмичева.
Прожили вместе Ирина и Олег недолго, хотя «аристократка» Мирошниченко старалась изо всех сил создать домашний уют.
Она прекрасно готовила и Ефремова всегда ждала вкусная домашняя еда, что ему нравилось. Не пеняла ему и на пьянство в отличие от Анастасии Вертинской, которая выливала водку в раковину.
Однако, долго их роман не продлился. Мирошниченко безумно восхищалась Ефремовым, как режиссёром, как творческим человеком, но жить с ним было непросто, да и единственной и любимой женщиной она для него стать не могла.
Зато стала одной из самых любимых актрис. Ирина была безотказна в плане работы, несмотря на инцидент с Мексикой. В любое время дня и ночи она была готова репетировать и жертвовать своими делами ради театра.
— Иногда Олег Николаевич просил меня ввестись, когда создавалась экстренная ситуация, когда нужно было спасать спектакль, кто-то заболел, или он просто хотел заменить актрису…
Я жила в театре. Репетировали утром и вечером, днём — примерки костюмов. Он это очень ценил, я была задействована во многих постановках, проявляя любовь и преданность театру.
Особенно Мирошниченко никогда не превозносили, но в 34 года она стала Заслуженной артисткой РСФСР благодаря своим киноролям.
Она, к слову, сама приложила усилия, чтобы сыграть главную роль в спектакле Романа Виктюка «Татуированная роза», выбив в Минкульте финансирование постановки.
Виктюк начал с ней репетировать, но у неё начались сильные проблемы с позвоночником, актриса не могла ходить и долго лечилась, он ждал её полтора года.
— Театр меня убеждал: «Надо ввести другую артистку», — вспоминал Роман Виктюк. — Ефремов и Степанова говорили: «Зачем из Мирошниченко делать звезду?»
Тем более, что были артистки, которые претендовали на эту роль. Но я сказал «нет, это неприлично», и Олег Николаевич дрогнул. Мы поехали с ним в больницу к Ире, где он ей сказал: «Вот кто тебя любит, а не я».
И Виктюк не ошибся, премьера спектакля стала событием в театральной Москве, постановку называли скандальной, а игру Мирошниченко потрясающей.
Ну а о своём разрыве в житейском смысле Ирина и Олег сильно не горевали. Он увлёкся очередной актрисой, а она вышла замуж в третий раз за актёра Игоря Васильева, с которым прожила пять лет. Васильев был неординарным актёром, боготворившим театр и, возможно, недооценённым.
— Мне говорили, что найти актера на роль Дирка Богарда — это всё равно что решить теорему Ферма, — вспоминал режиссёр фильма «Искушение Дирка Богарда» Кирилл Мозгалевский. —
Таких актеров, которые могли бы играть, как Богард, только глазами, не осталось. Олега Даля нет, Янковский занят. И тогда мы вспомнили про Игоря Васильева.
Мирошниченко влюбилась в актёра во время съёмок фильма «Единственная дорога», а завершился брак картиной «Бархатный сезон»:
Ирина отказалась сниматься в картине, и на съёмки в Швейцарию Игорь отправился без неё. Она объясняла их развод тем, что была более востребована, а Васильев переживал и часто отлучался из дома. Но, возможно, дело было в другом.
— На меня давит постоянное присутствие рядом мужчины. Всегда хотелось самой быть личностью, — признавалась Мирошниченко.
В конце 1986 года началось драматичное разделение МХАТа. Мирошниченко присоединилась к Ефремову, нисколько не сомневаясь в выборе.
После его смерти в 2000 году она будет играть в МХАТе ещё 15 лет. В 1988 году ей присвоят звание Народной артистки РСФСР.
У актрисы не было детей и обычно она произносила приличествующие этой теме слова, мол, жаль, что не сложилось. С Шатровым они сознательно избавились от беременности ради актёрской карьеры. а Васильев просил родить ему ребёнка, но Мирошниченко была слишком занята работой.
Однако, похоже, Ирина по-настоящему об отсутствии детей не сожалела. Она была актрисой до мозга костей и очень любила жизнь, мужчинам и семье отводя в ней незначительное место.
В суровые 90-е она не пропала, не ушла из профессии, играла по-прежнему, попробовала себя в пении, рекомендуя называть себя не певицей, упаси Боже, а поющей актрисой.
Давала концерты, играла в антрепризе, что давало приличный доход, а деньги актриса всегда любила, обеспечивая себя сама.
— За бриллианты Ирины Мирошниченко можно купить половину Москвы! — рассказывала актриса театра «Современник» Людмила Иванова. —
Немалую часть камешков ей подарил лидер КПРФ Геннадий Зюганов. Но у неё поклонников тьма была, очень много влиятельных и богатых людей.
Ирина Петровна обожала комфорт, в поездках доплачивая из своего кармана за СВ в поездах и люкс в гостиницах. Была заядлым автолюбителем, начав с «Москвича» в 1971 году.
Последней её машиной был серо-голубой «Мерседес». Одевалась у Славы Зайцева, часто ездила за границу по кинофестивалям, где спускала все деньги, влезая в долги, на обновки.
Иногда слишком увлекалась модой, купив, например, на всю премию костюмчик со штанишками на завязках.
— Это же кальсоны, у меня во время войны такие были, где-то на антресолях лежат, — посмеивался Анатолий Папанов. — Зачем ты потратилась, я бы отдал бесплатно!
А вообще у Мирошниченко, как актрисы, были своеобразные рекорды. У Ефремова во МХАТе она иногда играла 29 спектаклей в месяц!
Говорят, по количеству с ней мог соревноваться только Евгений Евстигнеев. Ирина Петровна — единственная актриса в богатой истории МХАТа, сыгравшая восемь чеховских героинь.
— Ах, какая была насыщенная новогодняя ночь! — делилась Мирошниченко в «новые времена». — Пять концертов! Зрители были очень довольны, а мне это в радость.
В последние годы актриса часто появлялась на ток-шоу. Злые языки говорили, что это ради денег. Деньги лишними не бывают, но Мирошниченко не злословила, а получала удовольствие от общения и своей востребованности.
Кстати, она никогда не рассказывала подробностей о своей личной жизни, очень корректно отзываясь лишь о мужьях. Так и об Олеге Ефремове актриса говорила лишь, как о выдающемся режиссёре.
— Сейчас я понимаю, что это было большое счастье! Но тогда… это воспринималось по-другому. Как ежедневная работа, труд, нервы, неудовлетворенность, поиск, иногда обиды, снова поиск.
Короче — ежедневная жизнь в театре. Ефремов все время был в движении, придумывал то одно, то другое. С ним было очень, очень, очень трудно, но невероятно интересно!
Он взвалил на себя неподъемную ношу. Неподъемную! Ефремов работал круглосуточно. Не жалел себя и, наверное, всех… Он хотел от нас такого же самоотречения.
И сердился, когда этого не видел. Честно скажу, отчасти я соответствовала этому, правда. Он неуспокоенный, интереснейший человек, конечно… И мне это безумно нравилось.