Прошлое дежурство в реанимации запомнилось, во-первых, большой нагрузкой – вместо положенных 24 пациентов у нас лежало около 40.
Это понятно – летнее затишье давно позади, а осенью и зимой люди болеют чаще. Во-вторых, мы оказывали помощь необычному пациенту, и его история заслуживает внимания читателей.
Примерно в 10:00 он был доставлен бригадой скорой помощи в нашу клинику. Врач неуверенно протянул мне ЭКГ, и извиняющимся тоном произнёс – из приёмного покоя направили к вам.
Изменения на ЭКГ настолько убедительно и ясно показывали наличие инфаркта в области нижней стенки, что я даже не сразу понял, почему доктор не уверен в диагнозе.
Казалось бы, ситуация стандартная, а ЭКГ имеет совершенно классическую «кошачью спинку» — что ещё надо, чтобы диагностировать инфаркт?
Оказалось, пациенту всего 19 лет, именно это немного настораживало и заставляло сомневаться в диагнозе.
Действительно, для инфаркта возраст непривычный, хотя бывает и такое. Например, при гомозиготной семейной гиперхолестеринемии – относительно редком заболевании, для которого характерно резкое повышение холестерина уже в детском возрасте, годам к 20 может случиться инфаркт.
Больной рассказал, что жжение в груди появилось сразу после пробуждения, и было настолько нестерпимо, что ни минуты не сомневаясь, он вызвал скорую помощь.
Боль сопровождалась одышкой, но после одной дозы нитроспрея в присутствии бригады скорой помощи наступило заметное улучшение.
Жгучий характер боли, чрезвычайная её интенсивность (вызов скорой помощи сразу после возникновения боли) и положительная реакция на нитраты – всё это чётко укладывается в клиническую картину инфаркта.
Пока мы готовили пациента к операции, он добавил, что ранее сердце никогда не болело, и нагрузку он переносил хорошо. Наследственность оказалась неблагоприятной — мама пациента скончалась в 46-летнем возрасте от инсульта, а её родная сестра в 54-летнем возрасте от инфаркта.
Плохая наследственность заставила задуматься, нет ли у него семейной гиперхолестеринемии. Но ничто в его внешнем виде не указывало на это заболевание (о стигмах атеросклероза есть отдельная статья), а анализы, пришедшие через несколько часов, показали, что холестерин и его фракции у больного в норме.
Коронарографию выполнили быстро – к счастью, несмотря на перегрузку, операционная была в это время свободна. Сосуды сердца оказались в хорошем состоянии, атеросклеротических бляшек не обнаружено.
В задней межжелудочковой артерии выявлен крупный тромб, который и явился причиной инфаркта. Тромб удалось удалить, а стентирование не понадобилось.
Пациент вернулся из операционной в стабильном состоянии, и все последующие сутки чувствовал себя хорошо. На следующее утро он был переведён на отделение.
Эхокардиограмма показала небольшое снижение сократительной способности сердца – всё-таки, благодаря вовремя проведённой операции тяжёлых последствий удалось избежать.
Остались вопросы – почему у молодого и ранее здорового человека возник инфаркт? Что делать для профилактики? Насколько велика вероятность повторения этого заболевания?
В последнее время чаще стали встречаться молодые пациенты, страдающие инфарктом на фоне «чистых» сосудов.
• Иногда это происходит на фоне новой вирусной инфекции, которая, как известно, повышает риск тромбоза. Но этот пациент на момент поступления не страдал инфекционным заболеванием, и анализы это подтвердили.
Правда, он болел новой вирусной инфекцией ранее – примерно год назад, осенью 2022 года. Маловероятно, что это сыграло какую-то роль.
• Вторая возможная причина – генетически обусловленная тромбофилия. Пациенту предстоит обследование исключения этой группы заболеваний.
В настоящее время существуют препараты, эффективно предотвращающие рецидив тромбоза при тромбофилии, поэтому прогноз при выявлении этого заболевания можно оценить как относительно благоприятный.
В пользу тромбофилии говорит и наследственность – возможно, по материнской линии он унаследовал неблагоприятные гены, которые и вызвали тромбоз сосуда сердца в таком молодом возрасте.
• Третий вариант причины столь раннего инфаркта – дебют системного заболевания, например, системной красной волчанки. Для этого заболевания типичны тромбозы, и выявить его можно с помощью специальных анализов.
Какие выводы можно сделать, прочитав описание этого клинического наблюдения?
• Во-первых, надо запомнить, что молодой возраст не гарантирует от развития инфаркта. Да, вероятность этого невелика, но, к сожалению, не нулевая.
Интересный факт. Несколько лет назад я купил в букинистическом магазине учебник по терапии, изданный в начале 1930-х годов.
В статье посвящённой инфаркту была фраза: инфаркт в последнее время заметно помолодел. Иногда он развивается у 40-летних. Знали бы врачи прошлого, что в 20-х годах XXI века придётся видеть инфаркты у пациентов, не достигших 20 лет!
• Во-вторых, экстренная госпитализация позволяет минимизировать последствия заболевания. Повторю, на эхокардиографии изменения были минимальны. Этого удалось добиться только благодаря своевременно проведённой операции.