Все правила пишутся кровью. Правила для школ — не исключение. Расстрел в брянской гимназии снова поднял вопросы, которые уже многократно пытались решить, но так и не решили. Хотя сейчас снова прокатится волна закручивания гаек по всей стране, а потом опять все расслабятся.
Что же происходит на самом деле? На самом деле идёт судорожный поиск стрелочников и перекладывание ответственности по иерархии сверху вниз на подответственных. От этого становится не по себе.
Список лиц, виновных в брянской трагедии
Уже вырисовываются фигуры «виновных»:
♦ больная диабетом охранница Черткова 51 год,
♦ завхоз,
♦ заместитель директора,
♦ руководитель ЧОП,
♦ отец девочки совершившей все это
На самом деле все фигуранты процесса являются только заложниками ситуации и трагического стечения обстоятельств, кроме родителей девочки.
Ключевым является ответ на вопрос: а был ли факт травли ребенка или это история с «неподеленным мальчиком»? Следствию надо в этом хладнокровно разобраться. Ответ на этот вопрос меняет всё, в том числе определяет кто жертва, а кто виновник произошедшего.
Если имели место факты травли, то это в корне меняет дело, и жертвы могут стать обвиняемыми. Поэтому, полагаю, сейчас все причастные будут стараться замять свою ответственность, развернув картину происходящего и смещая акценты.
Если была травля, то об этом не могла не знать сестра и одноклассники. Про мальчика — та же история.
С одной стороны последние слова девочки обращенные к матери «не вой», не говорят о ней как о добром забитом ребенке. Скорее как о человеке, который ставит себя выше матери или пытается доминировать над ней.
С другой стороны соседи говорят о сочувствии родителей погибшей девочки к семье Алины (см. материал МК). Странная реакция. Что это?
Комплекс вины родителей, которые знают о том что их дети травили Алину и довели её до произвола? Так не реагирует безусловно пострадавшая сторона.
Почему пятеро раненых, если это история про мальчика? Не похоже. Стрельба по числено превосходящей группе обидчиков? — тогда ситуация выглядит достоверно.
Пометки «про друга» на полях выглядят как рабочие материалы по русскому языку. Двумя линиями подчеркивают сказуемое. Вряд-ли просто подчеркивание важного будет иметь такой конкретно специфический вид.
При взгляде со стороны сильно походит на конфликт одиночки и коллектива. Поэтому в ход и пошло ружье. Если бы был межличностный конфликт, то скорее девчонки бы просто подрались между собой.
4 причины произошедшей трагедии
Скорее всего случившееся — это комбинация нескольких обстоятельств, без любого из которых ничего бы не произошло:
1. безответственность ЧОПа (насколько я понимаю, на посту должен стоять лицензированный охранник, во всяком случае одно время такое требование было).
Не каждый мужчина сможет изъять нож у старшеклассника, стоит ли ожидать этого от женщины? По-факту, женщина выполняла роль вахтёра, а не охранника;
2. отключенная рамка металлоискателя (что само по себе ничего не гарантирует, вряд ли охранник изымает все металлические предметы, которые дети тащут в школу), по этому обстоятельству привлекают завхоза отключившую рамку и включившую гирлянду.
Тут возникает вопрос: что женщина делает на должности завхоза? Ведь выдернуть из розетки вилку металлоискателя, чтобы включить к Новому году гирлянду — очевидно женское решение задачи.
Мужчина-завхоз легко бы установил двойную розетку. А вот кого взять на должность завхоза — ответственность администрации;
3. наличие в доме девочки свободного доступа к оружию (отцу девочки как я понимаю предъявили уже обвинения). Что меня в этой истории угнетает, так это то, что из-за резонансности дела, следователи не хотят успокоиться на одной статье: небрежное хранение.
Стоит цель переквалифицировать преступление, обвинив отца Алины в доведение родной дочери до самоубийства и дать срок 17 лет;
4. общий недогляд, я бы уточнила — равнодушие родителей и педагогов.
К сожалению, никакие из этих обстоятельств не должны наказываться реальным большим сроком — не тянут они на это.
ЧОП
Отдельно надо рассмотреть ответственность руководства ЧОП, которое из-за своей жадности жертвует качеством персонала и должно отвечать по всей строгости закона.
Желательно снова перетряхнуть эту «чоповскую кормушку» по всей стране безотносительно к данной частной трагедии. Вот стандартная картина современного ЧОПа:
♦ Больше половины сотрудников работает без официального трудоустройства. Как правило это пенсионеры, которым не нужно официальное устройство, чтобы не потерять индексацию пенсий (предусмотренную только для неработающих пенсионеров).
Такой вахтер-пенсионер, по факту, является человеком на тревожной кнопке и только. Его зарплата законодательством никак не регламентировано, бывает и по 8 тысяч в месяц. Соответственно работа и рассматривается не как работа, а приработок.
♦ Испытательный срок 3 месяца, поскольку учитывая предлагаемый уровень зарплат берут кого попало. И людей на испытательный срок не принимают в штат вообще, даже лицензированных.
Как следствие: какую ответственность мы можем ожидать от человека, который официально не работает в ЧОПе и не должен находиться на этом посту.
♦ У лицензированных охранников половина заработной платы — официально, половина — по-прежнему в конверте. Например, в среднем по Новосибу 25 тысяч рублей в месяц всего! Достойный заработок для мужика…
♦ Люди не устроенные официально работают в режиме «через ночь» или «сутки через двое», хотя по законодательству положено определенное число выработки.
В этих условиях люди работаю «так как им платят», т.е. фактически размывают степень своей ответственности;
♦ Текучка кадров в ЧОПах — катастрофическая.
О травле
В сети уже появилась информация о том, что по следам этого происшествия Госдума готовит закон о буллинге. Как будто это первая история в России, где на самом деле, каждый день дети страдают от школьной травли.
Если же буллинг все-таки имел место, то родители жертв должны сесть на скамью рядом с обвиняемыми. Поскольку травля — это тоже насилие. Подросток однозначно найдет выход из сложнейшей ситуации, но будет ли он адекватным?
Для него это происходящее впервые, лично с ним, плюс полное отсутствие поддержки со стороны.
По себе знаю насколько это морально тяжело. Все кто проходил через коллективную травлю прекрасно понимают о чем я говорю. Вот как звучит рассказ от первого лица одного из тех, кто пережил травлю в школе:
«Очень часто травле подвергаются люди, которые «сами по себе», находятся вне иерархических связей в коллективе. Травят человека, который идёт против решений принятых лидером мини-сообщества или подвергает их сомнению, потому что автоматически ставит под сомнение место вожака стаи.
Меня травили примерно год в 6-м классе. Обзывали, щипали, пинали. Когда поворачиваешься — все врассыпную. На глазах только слёзы от безысходности.
Все разрешилось после летних каникул. Как буд-то что-то щелкнуло и я в момент перестал относиться к ним как к людям. Когда меня по привычке обозвали и толкнули в спину, я первый раз не отреагировал и ни за кем не побежал.
Но через две перемены подошёл к ничего не подозревающему обидчику и просто дал в морду без объяснений, чего раньше никогда не мог себе позволить от природной доброты.
На следующий день другой человек проверил меня на прочность, я проделал то же самое — улучил момент, когда мы остались один на один и снова без объяснений дал в морду.
Это был мой последний конфликт в школе. Сейчас я уже понимаю, что мои недоброжелатели стали воспринимать меня как непредсказуемого и опасного человека. Поняли, что наказание за ними придёт независимо от их количества и времени.
Теперь я понимаю, что всё могло закончится и групповым избиением. Я тогда был в шаге от этого. Но я не могу гарантировать, что это противостояние не вылилось бы в какую-нибудь трагедию, типа порезанного лидера своих недоброжелателей.
Правда ради справедливости надо сказать, что в 80-е скорее всего дрались бы со всеми, но один-на один. Тогда не было такой жестокости и забивания упавших как сейчас (всему виной ММА).
Поэтому благодарю Бога, что он вразумил моих одноклассников. Сейчас, спустя несколько десятилетий имею прекрасные отношения со всеми кому пришлось дать в морду. И надо сказать до сих пор не слышу даже намека на едкие шутки в свой адрес».
Другое свидетельство: В 9 класс я пришла в новую школу. В прежней школе дети тоже дразнили друг друга, и дрались, всякое было.
Но учителя заступались. После переезда я узнала, что такое травля. Сверстники сразу меня не приняли. Сначала за то, что учусь хорошо, потом начали унижать за внешность.
Меня оскорбляли, могли в спину толкнуть и в голос хохотать, как я спотыкаюсь. Могли просто игнорировать, мол, не дружим с тобой.
Я сидела на задней парте всегда одна, никто со мной не разговаривал, только если опять посмеяться хотели.
Я начала стесняться себя, чувствовать некрасивой и никому не нужной.
Особенно обижали оскорбления сексуального характера и сплетни, распускаемые одноклассниками. Даже не хочу вспоминать, какие мерзости и похабщину приходилось выслушивать.
Родители хоть и выслушивали мои жалобы, и даже жалели, но абсолютно ничего не делали. Эта безнаказанность подтолкнула обидчиков перейти от слов к действиям: от пинка ногой, до ударов в плечо, книгой по голове, подножек.
Педагоги всё видели, конечно. Но никак не реагировали. Я никак не могла понять, что я такого им плохого сделала, что со мной вот так?
Когда классная руководительница, в кабинете которой произошла очередная унизительная ситуация, сказала, что не может заставить одноклассников со мной дружить, я похолодела от ужаса.
Для меня тогда это было, как последний гвоздь в крышку гроба. Я запомнила это, потому что от ужаса, что так будет всегда, что никто за меня не заступится, меня обдало жаром и в ушах зазвенело.
Поэтому друзья будьте внимательны к детям и их формирующемуся хрупкому миру. Ну а как развернутся события — будем наблюдать.