«Даже не объяснился. Для меня его больше не существует»,- плакала она: Алексей Баталов и его любимые женщины

— Маме позвонили и сообщили, что на съемках в Киеве ты закрутил роман с актрисой, — плакала Ира.

— Это просто смешно! Я практически жил в студии, в кабинете режиссера Донского. Мы репетировали каждый день до глубокой ночи…,- оправдывался Алексей. Но делать это не имело смысла, она ему не верила…

Детство и юность актера

Алексей Баталов родился в творческой семье. Его мать, Нина Ольшевская, артистка Театра Красной Армии, принадлежала к дворянскому роду Нарбековых и Понятовских. Отец, Владимир Баталов, всю жизнь посвятил МХАТу.

Вообще все родственники Баталовых так или иначе были связаны с московским Художественным театром. А проложил туда дорогу брат отца Николай Баталов, который в 1916 году был принят в труппу к Станиславскому. Через три года там уже выступал и сам Владимир, а также супруга Николая Ольга Андровская.

Родители недолго прожили в браке. Вскоре после развода Нина вновь вышла замуж за известного писателя Виктора Ардова, и семейство сменило место жительства, переехав в писательский дом.

Все жильцы этого дома прекрасно знали другу друга, поэтому в небольшой квартире Ардовых-Ольшевских постоянно кто-то бывал: Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Юрий Олеша, Осип Мандельштам, а позже Александр Солженицын, Иосиф Бродский и Лидия Русланова.

Алексей с детским восхищением подражал творцам и даже сам начал писать стихи. Отчим поощрял любой творческий порыв пасынка.

Ценителем же его произведений выступала сама Анна Ахматова, которая, будучи проездом в Москве, частенько оставалась погостить в гостеприимном доме Ардовых.

Во время войны Нина Антоновна была вынуждена вместе с сыновьями эвакуироваться в Бугульму. Отчим отправился на фронт корреспондентом. Чтобы как-то выжить в чужом городе и поднять дух раненых бойцов, артистка организовала концерты в местном госпитале.

С такими же эвакуированными актерами и музыкантами она читали стихи, пела и даже ставила сценки. Денег, конечно, за это не давали, но с кухни перепадали кое-какие продукты. Так они и жили.

Заметив организаторские способности Ольшевской, руководство города приняло решение назначить ее худруком местного Дома Культуры.

А её старший сын Алексей официально занял должность помощника рабочего сцены. Радости парнишки не было предела, ведь за эту работу ему полагалась хлебная карточка служащего.

Долгое время Алеша помогал с декорациями, а позже буквально выпросил у матери крохотную роль лакея Василия в ее постановке «Последняя жертва».

Аплодисменты зрителей так поразили юного актера, что он твердо решил посвятить себя искусству. Единственное, чего не хватало подростку — это веры в себя.

А еще мальчику никак не давались иностранные языки и точные науки. Учителя жалели его, ведь все они частенько наведывались в Дом Культуры. Скорей всего, поэтому и дали ему возможность беспрепятственно переходить из класса в класс.

Начало пути

В 1944 году Баталов впервые снялся в кино. К тому времени семья уже вернулась в Москву, и молодой человек продолжил учиться в столичной школе.

Однажды по коридорам заведения пронесся слух, что по классам ходят ассистенты и отбирают ребят для съемок в кино. Правда, берут только успевающих учеников.

Неделю Алексей корпел над учебниками и рвался отвечать. И не напрасно. Когда пришла пора отправлять детей на студию, он оказался в списке. Родителям мальчик ничего не сказал, решив, что мама будет против.

В картине «Зоя» парнишке досталось всего пару реплик. Но и этого хватило, чтобы прославиться. Пару месяцев его называли в школе не иначе как «артист». А вот домашние триумф не оценили.

— Прежде чем соваться в кино, надо много учиться, — строго сказала мама.

С учебой дела и правда обстояли неважно. И тогда отчим решил определить сына в Кунцевскую школу рабочей молодежи, где преподавала его старинная знакомая.

Она же обязалась подтянуть Алешу по всем предметам. Почти год парень жил в общежитии, вдали от родных. И, наконец, получил аттестат о среднем образовании, который открыл ему путь в большую жизнь.

Подготовкой Алексея в Школу-студию МХАТ занималась не только мама, но и родной отец, ставший к тому времени режиссером и правой рукой самого Станиславского. Владимир Петрович выжимал из сына все соки. Неудивительно, что все экзамены были сданы им блестяще.

На курсе Станицына и Блинникова, куда и попал наш герой, училась также Лилия Толмачева в будущем народная артистка, и Николай Добронравов, известный после поэт-песенник.

Актерское мастерство давалось Баталову легко. Он чаще других принимал участие в студенческих постановках. А после выпуска был призван на срочную службу.

К тому времени руководство Театра Красной Армии объявило о создании команды, состоящей из военнослужащих, окончивших театральные заведения. В нее то и попал Алексей.

Начинающий актер писал сценарии, играл роли и исполнял обязанности рабочего за кулисами. За художественную самодеятельность был неоднократно отмечен начальством.

И даже съездил на гастроли за рубеж со спектаклем «Замужняя невеста». А к окончанию службы снялся в картине по заказу Минобороны «Служу Советскому Союзу».

После армии Баталов поступил на службу в труппу МХАТа, но продержался там недолго, его манило кино…

Ирочка

Еще учась в школе, Алексей объявил родителям, что женился. Его избранницей стала Ирина, дочь художника и карикатуриста журнала «Крокодил» Константина Ротова.

Дачные дома двух семейств соседствовали в поселке, поэтому ребята были знакомы с детства. Услышав о женитьбе, родители пришли в ужас:

— Как так, муж и жена?!- взмолилась Нина Антоновна — Ни работы, ни жилья… Вы ведь еще такие… маленькие…

Но комнату в доме им все же выделила. В квартире Ротовых тоже нашлась свободная. Отец Иры вернулся из лагеря только через несколько лет после их свадьбы и сразу признал зятя.

Когда Ротов получил заказ проиллюстрировать михалковского «Дядю Степу», то наградил милиционера чертами Алексея.

А вот с тещей, драматургом и писательницей детских книг, отношения не складывались. Женщина наговаривала дочери на Алексея и каждый раз просила ту одуматься:

— Ну что это за мужчина? Ни денег, ни работы достойной…, — не уставала она повторять в начале их жизни.
— Он ведет распутную жизнь на съемках, — твердила она дочери уже позже.

В 1953 году Баталову пришло приглашение на кинопробу к Иосифу Хейфицу. В Ленинграде планировали запустить в производство картину «Большая семья». В театре молодого мхатовца поставили перед страшным выбором. За отъезд из Москвы ему грозило увольнение.

И если бы не родители, учившие его не бояться жизни и всегда пользоваться шансом, возможно, он никогда бы не решился на эти съемки, где оказался в кругу великолепных актеров. Следом была роль рабочего парня в киноленте «Дело Румянцева», и съемки вновь проходили в Ленинграде.

Еще до премьеры в семье актера родилась дочь Надя. Но в городе с влажным климатом малышка очень скоро начала задыхаться, и врачи посоветовали его сменить.

Супруга, взяв Надю, вернулась в Москву. Алексей был готов работать круглосуточно, чтобы обеспечить семью. Но встречи с женой и дочерью становились все реже. Когда Нина Антоновна с грустью сообщила сыну, что Ирина подает на развод, он заплакал.

— Но Ира и Наденька всегда будут нашими любимыми девочками, ты слышишь, Алеша? -успокаивала его мать. — И что бы ни происходило, они останутся в этом доме.

Поначалу Баталов поддерживал тесные отношения с дочерью. А затем у девочки появился отчим, и общение происходило все реже, а позже и вовсе прекратилось.

Надежда окончила институт иностранных языков, родила дочь Екатерину. Актер считает, что именно он виноват в разводе с первой супругой, которой уже нет в живых.

Кино

Баталов уже совсем прижился в Ленинграде, когда последовало ошеломляющее предложение от Марка Донского сыграть Павла Власова в фильме по роману Горького «Мать».

Это был уже совсем иной уровень, совершенно другое амплуа. Здесь нужен был драматический герой, каких Баталов еще не играл. К тому же на роль матери режиссер утвердил легендарную Веру Марецкую. И Алексей очень боялся оплошать.

Задолго до съемок Баталов переехал в Киев, где Донской заставлял его проигрывать каждый кусочек роли. Работа кипела: Марк Семенович ругался, приходя в ужас от неуклюжих попыток актера.

Потом долго сидел, обхватив голову руками. Вскакивал и начинал сам играть. Затем что-то быстро переписывал, снова ругался и носился по комнате…

Баталов переживал, что не может вжиться в образ. На репетициях все никак не мог заплакать в знаменитой сцене с мамой. Боясь опозориться, он даже хотел отказаться от съемок. Заплакать ему помогла великая Марецкая. Находясь спиной к камере, зная, что ее лицо никогда не увидит зритель она рыдала вместе со своим «сыном».

Играя только для партнера артистка разрушила стену страха, а вместе с тем дала Баталову надежду и желание трудиться дальше.

Следующей его работой в кино стала драма «Летят журавли» по пьесе Розова «Вечно живые». Известно, что в спектакле, который в те годы с огромным успехом шел в «Современнике» не было ни одной сцены на фронте. Но в кино царили свои законы.

Зрителям навсегда запомнился кадр, где Борис падает, сраженный пулей, а над ним кружатся березы. Этому эпизоду мы прежде всего обязаны оператору картины Сергею Урусевскому, перенесшему на экран свой взгляд и свое мировоззрение.

На съемках фильма Баталов и сам чуть не погиб. В одной из сцен, где ему предстояло драться с героем Константина Кадочникова, актер упал с большой высоты в воду, из которой торчали палки кустов.

Травмы лица оказались колоссальными. К счастью, в местной больнице его принял профессиональный врач, который аккуратно зашил все раны.

Мало того, фронтовой хирург позже взялся обучить Баталова всем тонкостям и премудростям своей профессии.

Ведь именно находясь в больнице, Алексей читал и разучивал роль к своей новой картине «Дорогой мой человек», где ему предстояло сыграть военного хирурга. Ради этого доктор разрешил Баталову присутствовать на своих операциях.

— Смешно думать о роли полевого хирурга, ни разу не побывав на полном вскрытии,- как-то сказал он.

Врач научил его мыть руки, как делали это только на фронте. Общаться с людьми, облачаться, отдавать распоряжения.

Одним словом, когда Баталов прибыл на съемочную площадку и продемонстрировал свои новые навыки, Хейфиц был в полном восторге.

Предательство

Именно в этот период в жизни Баталова произошла история, за которую он испытывал глубокую вину даже в зрелом возрасте.

Страстный роман актера со звездой Мариинского театра Ольгой Заботкиной случился в Ленинграде на съемках фильма «Дорогой мой человек».

Независимая, красивая, разбирающаяся в искусстве балерина к тому времени находилась на пике популярности после премьеры «Двух капитанов».

Очарованная актером девушка рассчитывала, что Баталов на ней женится. А он, поняв, что от него ждут серьезных шагов, предпочел расстаться. В первую очередь потому, что был совершенно не устроен в бытовом плане.

— Я не хочу портить тебе карьеру. И потом, тебе придется уехать со мной в Москву. Готова ли ты все бросить?- рассуждал Алексей.

Едва закончились съемки, артист собрал вещи и, не попрощавшись с «невестой», сбежал в Москву. Первое время Заботкина не могла понять, почему любимый не звонит и не приходит. А когда узнала правду, у нее случился нервный срыв, но разыскивать беглеца не стала:

— Даже не объяснился,- плакала она. — Для меня его больше не существует. Я вычеркиваю его из жизни и никогда не прощу…

Больше, чем кино

Алексей Владимирович Баталов подарил нам еще около трех десятков незабываемых фильмов. И везде он не играл, а проживал свою роль.

Так для образа Гурова в чеховской «Даме с собачкой» ему пришлось отпустить бороду и научиться сутулиться. А так же носить туфли на два размера больше, чтобы походка казалось потяжелей и посолидней.

В этот период у Баталова диагностировали туберкулез глаза, и Хейфиц был вынужден приостановить съемки на два года! Актеру пришлось проходить серьезное лечение. Все это время режиссер ждал, не имея гарантии, что он поправится.

Во время работы над картиной «Девять дней одного года» Алексею посчастливилось долгое время находиться в кругу ученых, работающих в секретной области. Так как проходили съемки на реальных объектах ядерной физики под присмотром сотрудников и КГБ.

На съемках «Звезды пленительного счастья» Баталов получил тяжелую травму. По задумке авторов, над головой его князя Трубецкого должна была сломаться шпага.

Но что-то пошло не так, и вместо этого она рухнула на него всей своей тяжестью. Кстати, в кадр вошла именно та часть, где по лицу героя стекает его настоящая кровь.

Сниматься у Меньшова в «Москва слезам не верит» Баталов категорически отказывался. Поначалу Владимир Валентинович сам хотел исполнить роль Гоши, но в последний момент передумал и выбрал Алексея.

Уговаривать пришлось долго. Но игра стоила свеч, даже несмотря на то, что картину в Советском Союзе большое начальство не оценило. Зато фильм обрел огромную популярность и всенародную любовь.

Правда, и здесь не обошлось без эксцесса. Баталов умудрился серьезно повредить гортань и вновь надолго угодил на больничную койку.

Помимо съемок, Алексей Владимирович успешно постигал азы режиссера на Высших режиссерских курсах. Материал для дипломной работы ему подсказала Анна Ахматова.

Так появился фильм «Шинель» с потрясающими артистами: Юрием Толубеевым и Роланом Быковым. Фильм и получился то во многом благодаря последнему.

Талантливый артист закрыл своим мастерством все недостатки съемочного процесса: очень маленький бюджет и хилые декорации.

Далее Баталов снял еще две киноленты: «Три толстяка», сценарий к которому написал совместно с братом Михаилом, и «Игрок».

Гитанна

Еще будучи в браке с Ириной, Алексей побывал в ленинградском цирке и на одном из представлений заприметил красавицу Гитанну Леонтенко. Наездница, акробатка и танцовщица покорила сердце актера, но Алексей был верен жене.

После развода он вновь и вновь приходил посмотреть на молоденькую цыганку. И однажды осмелился попросить Юрия Никулина познакомить его с ней. Но еще долгое время не решался ей открыться. Это случилось лишь спустя 10 лет после их первого знакомства.

Они стали неразлучны, Алексей повез любимую знакомить с родственниками, которые поначалу были не в восторге от его выбора.

— Вразумите Лешу, он связался с цыганкой,- попросил кто-то из них Анну Ахматову.
— Простите, но я партии Гитанны!- ответила та.

Постепенно Гитанна влилась в семью Баталовых. А в 1963 влюбленные тихо расписались и прекрасно зажили. Не сломили их даже проблемы со здоровьем дочери, появившиеся сразу же после ее рождения.

Сказалась родовая травма, которая лишила Машу возможности полноценно управлять движениями рук и ног.

Все в доме надеялись на чудо. Показывали ребенка светилам в Москве, Канаде и даже Израиле. Но приговор ДЦП так и остался с ней навсегда.

К счастью, чудо все же свершилось, девушка отлично училась в школе, блестяще окончила сценарный факультет ВГИКа, выпустила книгу сказок, самостоятельно выучила французский язык.

Алексей Владимирович очень гордился дочерью. По ее сценарию был снят фильм «Дом на английской набережной». А ее книгу Баталов сам лично иллюстрировал прекрасными карандашными рисунками.

Еще в детстве он брал уроки рисования у своего будущего тестя, художника Константина Ротова. И в последствии научился неплохо владеть кистью.

Пара прожила 50 лет вместе. Супруга оставила цирковую сцену и посвятила себя дому. По словам народного артиста, Гитанна никогда не устраивала ему ни сцен ревности, ни скандалов по поводу денег.

Однажды ей позвонили и сказали, что в Италии у ее мужа подрастают два мальчика-близнеца. Но мудрая женщина поблагодарила и повесила трубку, ничего никому не сказав.

Мало кто знал, что Алексей Владимирович последние пятьдесят лет своей жизни боролся с туберкулезом глаза. Рисунки к сказкам дочери он создавал уже практически незрячим. Надевал две пары очков, доставал лупу…

А за пять месяцев до смерти народный артист упал, сломав шейку бедра. Сломанная нога нестерпимо болела. Но он держался, не жаловался.

Когда близкие приходили навещать его в больницу, он нежно притягивал свою Гитанну к себе и шептал, шептал, шептал… Прощался…

Источник

Оцените статью