Проблема развода – очень деликатный вопрос, поскольку часто затрагивает болезненную человеческую реальность. Традиция Церкви первых веков, которая продолжает иметь авторитет для Православной Церкви, очень сильно подчеркивала два взаимосвязанных момента:
1. «уникальность» подлинного христианского брака,
2. постоянство супружеской жизни.
Священник Павел Гумеров говорил: «Быть настроенным на радость, на счастье, уметь радоваться тому, что даёт Господь, не очень просто, это своего рода искусство. Кто-то рождается с таким счастливым свойством во всем видеть хорошее, а кто-то должен…».
Здесь мы можем вспомнить аналогию, которую Павел проводит между единством Христа и Его Церкви и единством невесты и жениха.
Эта аналогия, лежащая как бы в основе тайны, предполагает реальное и продолжающееся единство супружеской пары, что, следовательно, совершенно исключает одновременную полигамию и рассматривает единственный брак как идеал.
Развод не лечит больной брак, а убивает его. Это не позитивное действие или вмешательство. Речь идет о роспуске «мини-церкви», образовавшейся через брачные отношения. Священное Писание приписывает развод жестокости человека.
Это рассматривается как падение и грех. И все же Православная Церковь может, однако, разрешить развод и повторный брак на основании истолкования того, что Господь говорит в Мф. 19, 9:
«Говорю вам, что всякий, кто разведётся с женой своей, кроме супружеской неверности, и женится на другой женщине, тот прелюбодействует».
По мнению епископа Каллистоса Уэра, развод – это действие «экономии» и «выражения сострадания» Церкви к грешному человеку.
«Поскольку Христос, по рассказу Матфея, допустил исключение из Своего общего постановления о нерасторжимости брака, то и Православная Церковь готова допустить исключение».
Вопрос, который мы можем задать себе: считал ли Христос брак нерасторжимым? Нам нужно быть очень ясными в этом, поскольку, когда Христос учит, что брак не может быть, расторгнут, это не означает, что Он утверждает, что он не может произойти.
Полнота брачных отношений может быть испорчена ошибочным поведением. Другими словами, именно преступление разрывает связь. Развод в конечном итоге является результатом этого разрыва.
Это также учение отцов Восточной Церкви. Цитаты из свидетельства Кирилла Александрийского будет достаточно, чтобы подчеркнуть нашу точку зрения: «Не разводные письма разрушают брак в отношениях с Богом, а ошибочное поведение».
Нарушение брачных отношений делится на две группы:
1. последствия прелюбодеяния (неверность и аморальное поведение)
2. исходящие из отсутствия одного из партнеров (однако это отсутствие должно иметь определенные особенности).
По духу православия единство супружеской пары не может быть сохранено только в силу юридического обязательства; формальное единство должно соответствовать внутренней симфонии.
Проблема возникает тогда, когда спасти что-либо из этой симфонии уже невозможно, ибо «тогда связь, первоначально считавшаяся неразрывной, уже растворена, и закон не может ничего предложить взамен благодати, и не может ни исцелить, ни воскресить, ни сказать: «Стой. Вставай и иди».
Церковь признает, что бывают случаи, когда супружеская жизнь не имеет содержания или даже может привести к утрате души.
Святой Иоанн Златоуст говорит по этому поводу, что: «лучше нарушить завет, чем потерять душу». Тем не менее, Православная Церковь рассматривает развод как трагедию, вызванную человеческой слабостью и грехом.
ПОВТОРНЫЙ БРАК.
Несмотря на то, что Церковь осуждает грех, она также желает быть помощницей тем, кто страдает и кому она может позволить второй брак. Это, безусловно, тот случай, когда брак перестал быть реальностью.
Таким образом, возможный второй брак допускается только из-за «человеческой слабости». Как говорит апостол Павел о незамужних и вдовах: «Если не могут владеть собою, пусть выйдут замуж» (1 Кор. 7, 9).
Это разрешено как пастырская уступка в контексте «экономии» человеческой слабости и коррумпированному миру, в котором мы живем.
Другими словами, существует тесная связь во всех аспектах между разводом и возможностью повторного брака. Здесь важно объяснить фундаментальный элемент учения Православной Церкви, а именно, что расторжение брачных отношений не дает ipso facto права на заключение нового брака.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Не знаешь, как правильно поступить? – Проси Ангела-Хранителя. Придет благая мысль и положит на сердце, как поступить. На сердце станет…».
Если мы оглянемся назад во времена первобытной Церкви, Церкви первых веков, то нам придется согласиться с тем, что Церковь не имела никаких юридических полномочий в отношении браков и, следовательно, не делала никаких заявлений относительно их действительности.
Святой Василий Великий, например, в отношении этой проблемы говорил не о правиле, а об употреблении. Говоря о мужчине, которого обманула жена, он заявляет, что этот человек «простителен» (будет извинен), если он снова женится.
Полезно помнить, что Православная Церковь в целом всегда относилась ко вторым бракам неохотно. Впоследствии было бы совершенно неверно утверждать, что православные христиане могут вступать в брак два или три раза!
Православное каноническое право может разрешать второй и даже третий брак «в экономии», но категорически запрещает четвертый.
Теоретически развод признается только в случае супружеской измены, но на практике он признается и по другим причинам. Существует список причин развода, приемлемых для Православной Церкви.
На практике священники иногда применяют «экономию» либерально. Кстати, развод и повторный брак допускается, только, в контексте «экономии», то есть по пастырской заботе, по пониманию немощи.
Второй или третий брак всегда будет отклонением от «идеального и единственного брака», но зачастую и новой возможностью исправить ошибку.