Как учит церковь нужно относиться к душевно больному человеку

Протоиерей Владимир Новицкий имеет 30-летний стаж врача-психиатра. Как врач он уже не практикует, но регулярно совершает пастырское окормление больных в психиатрической больнице.

Владимир Новицкий, протоиерей: Когда я стал служить священником, то моё восприятие психически больных людей изменилось. Я смотрю на них не как на пациентов с симптомами и синдромами.

Я смотрю на них, как на людей, которые страдают. И уже не ставлю диагнозы, а хочу донести до них, что они любимы Богом, и Он никогда их не покинет.

Задача священника в психиатрической больнице мало чем отличается от службы священника в храме — помолиться, найти слова поддержки, произнести проповедь…

Не все психически больные бывают контактны. Но они больше, чем кто-либо, нуждаются в участии и любви… Конечно, люди бывают в состоянии острого психоза, они неадекватны.

Но когда они приходят на молебен, они окунаются в другую атмосферу. Ощущение единства помогает им успокоиться и войти в состояние адекватности.

Помощь священника важна ещё и потому, что он помогает правильно отнестись к своей болезни. Болезнь можно понять, как тяжёлый крест, который раздавит тебя. Или же — как помощь в деле спасения.

Какая именно помощь? Когда человек принимает болезнь, безропотно терпит её, принимает назначенные лекарства, по мере сил стремится к духовной жизни, это ограждает его от грехов и одухотворяет.

Если обыкновенным больным окружающие люди чаще сочувствуют, то от психически больных людей хочется поскорее откреститься, дистанцироваться, избавиться… С ними трудно, потому что у них неадекватное поведение.

Если ты навещаешь такого человека в больнице — это одно. А если ты с ним находишься в одном помещении постоянно, изо дня в день, из года в год? С его агрессивным поведением, необоснованными нападками, галлюцинациями… Это очень тяжело.

Родственникам больных часто приходится объяснять, как чувствуют себя психически больные люди. Ведь здоровым людям бывает непонятно, почему человек вытворяет глупости, почему он не в состоянии взять себя в руки.

Поэтому стараешься донести до них, что происходит с человеком, и почему ему необходимо медицинское лечение. Потому что со временем психика разрушается всё больше и больше.

Приходится также объяснять, как нужно себя вести с такими больными. Что с ними не надо спорить и пытаться их переубедить в чём-либо, когда они находятся в возбуждённом состоянии.

Надо отметить, что люди, страдающие душевно, сегодня чаще идут не к врачам, а в храм. И поэтому священнику очень важно уметь отличать духовную болезнь от душевной и при необходимости направлять к врачу.

Что же касается моего пастырского служения в больнице… Честно скажу, мне всегда очень трудно собраться туда. Хочется найти какие-то причины и поводы, чтобы не идти и не погружаться в эту атмосферу напряжения. Приходится себя к этому понуждать. К тому же знаешь, что тебя там ждут люди.

Но после больницы чувствуешь особенную радость. В конце молебна бывает такая благодатная тишина. Люди стоят спокойные и одухотворенные. И им не хочется расходиться.

Почему? Потому что Господь посещает. Он приходит к страдающим. Он утешает, успокаивает и даёт радость.

Я сам — из семьи психиатров. Родители были практикующими психиатрами. У моего отца в роду не было ни врачей, ни психиатров. В ВОВ он был танкистом, воевал на Курской Дуге.

Я помню, как ему трудно было вспоминать о войне. Он всё время пытался написать какие-то воспоминания о войне. Но не смог. В итоге не оставил ни строчки.

Мне кажется, что интерес к психиатрии у него появился именно из-за переживаний войны. Это была травма, которая не давала покоя. И, наверное, он искал ответы на какие-то внутренние вопросы. А поскольку он не был верующим человеком, то пытался найти ответы в науке — психиатрии.

Источник

Оцените статью