Ирина Муравьева во многом повторила судьбу своей героини из фильма «Карнавал». Так же мечтала стать артисткой, так же обивала пороги театральных вузов, а потом бралась за любую работу, служила в Детском театре и играла в кино мальчиков и подростков. Удача долго не улыбалась Ирине, зато, когда всё-таки улыбнулась, то во всю ширь.
Детство… Мечты о Театре на Таганке и «суровая реальность»
Детские годы Ирины Муравьевой сложно было назвать безоблачными. Она родилась в семье военного инженера Вадима Сергеевича Муравьева.
Мама девочки – Лидия Георгиевна, во время войны пережила немецкий плен, а на родину вернулась вместе с воинами-освободителями, в числе которых и оказался отец Ирины.
В раннем детстве мечты о театре девочку не посещали: она росла в достаточно консервативной советской семье, где приоритетами были беспрекословное послушание, хорошая учёба в школе и получение достойной профессии.
Тем не менее в подростковом возрасте Ирина по-настоящему увлеклась театром: начала участвовать в самодеятельности, а по вечерам «дежурила» у стен Школы-студии МХАТ.
Однажды ей удалось побывать и на спектакле, правда, не во МХАТе, а в Театре на Таганке. Именно он, почему-то вызвал у девочки наибольшие впечатления.
После школы Ирина собралась было поступать в педагогический, но в последний момент поменяла решение. Её поступок не встретил отклика в сердце родителей: Вадим Сергеевич и Лидия Георгиевна не слишком верили в актёрские способности дочери.
Да и она не обладала достаточной уверенностью в себе – комплексовала из-за внешности, которую считала недостаточно совершенной для того, чтобы быть актрисой.
Как следствие – провал за провалом. Один за другим театральные вузы отказывали Муравьевой в праве быть студенткой. Надо отдать должное характеру Ирины: она не сломалась и не сдалась.
Такова была реальность – ничего не давалось Ирине легко, только через тяжкий труд и упорство. Муравьева подрабатывала где придётся, старалась не брать деньги у родителей и упрямо шла к цели…
Детский театр. 2-3 спектакля в день. Встреча с Эйдлиным
Если нельзя было поступить в театральный вуз (в Щукинском училище Муравьевой вообще посоветовали бросить это дело за неимением таланта), то существовали варианты со средне-специальным образованием.
Именно такая мысль посетила Ирину, и она поступила в студию при Центральном детском театре. Как позже выяснилось – не прогадала…
После окончания студии Ирина осталась служить в Детском театре и проработала там семь лет. Это были годы суровой «театральной школы» с двумя-тремя спектаклями в день, очень широким, но малоинтересным репертуаром, но и огромным актёрским опытом в том числе.
Более того – работа в Детском театре свела Муравьеву с мужчиной всей её жизни – режиссёром Леонидом Эйдлиным…
Совершенно вымотанная ролями сказочных персонажей, Ирина, тем не менее, всегда оставалась собой, то есть играла совершенно искренне, с доверием к окружающему миру и зрителю, а потому не растеряла ни внутреннего света, ни желания выходить на сцену.
Леонид Эйдлин, однажды заглянувший на репетицию с участием Муравьевой, был абсолютно очарован наивностью и открытостью Ирины… Он, недолго думая, пригласил актрису для участия в своём телеспектакле «Сказка о четырёх близнецах»…
Эйдлин оказался сражён не только актёрской искренностью Ирины – режиссёр сразу же полюбил девушку всем сердцем. Это было наитие: Леонид определил в Ирине не просто женщину, но и будущую мать своих детей.
Отношения между актрисой и режиссёром начались достаточно быстро, вот только почти никто о них не догадывался. Когда через какое-то время Леонид сделал Ирине предложение, общественность была, мягко говоря, в шоке.
Удивляться было чему: Муравьеву многие считали этакой «серой мышкой», «актрисой с потолком», да ещё и Эйдлин был старше невесты на целых двенадцать лет. Браку сразу же «предсказали» скорую кончину, но у Ирины и Леонида оказались свои планы на жизнь.
От телеспектаклей в «большое кино»
«Сказка о четырёх близнецах» стала своеобразной начальной точкой. За ним последовали приглашения Ирины Муравьевой в более серьезные постановки и телеспектакли, которые сами по себе являлись кастингом.
Отсмотрев один из спектаклей, режиссёр Самсонов пригласил актрису Муравьеву на роль в фильме «Чисто английское убийство», который можно считать полноценным кинодебютом Ирины.
Она стала получать небольшие роли, а в 1978 году сыграла в фильме «Дуэнья»… До великого «Москва слезам не верит…» оставался всего лишь один шаг…
В случае с лентой Владимира Меньшова не было никаких рекомендации, фотографий из фонда и прочего. Ирина, как часто и случалось, взяла напором и усердием. Она в очередной раз «атаковала» «Мосфильм» в поиске ролей и подвернулась Меньшову.
Тот в отчаянии отказывал всем актрисам подряд, а вот Ирину Муравьеву взял. Если вспомнить, какими характеристиками обладала её героиня из фильма «Москва слезам не верит», то сразу становится понятно почему…
К слову, сама Муравьева от своей роли не была в восторге. Она рассчитывала на Катю Тихомирову. Люда казалась ей через чур вульгарной и наглой. Самой Ирине эти черты были несвойственны.
Замужество длиною в сорок лет
Традиционные ценности «родительского дома» царствовали в семье Леонида Эйдлина. Практически сразу же после замужества Ирина отправилась в декрет и не обращала никакого внимания на «охи» и «ахи» коллег по поводу навеки загубленной карьеры.
Маленькая коммунальная квартира, в которой ютились супруги, была всегда прибрана, а мужа ждал горячий обед. Свою «нужность» дома Ирина всегда осознавала полностью, но при этом умудрилась попасть «в струю» и сделать блистательную карьеру в 80-е – и в кино, и в Театре Моссовета, куда она перебралась из ЦДТ.
Своему мужу Леониду актриса подарила двоих сыновей – Даниила и Евгения. Муравьеву полностью устраивала роль «послушной жены», она никогда и не стремилась к лидерству в семье.
Это одна из её самых известных героинь в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» твердила мантру о красоте и независимости, а вот Ирина в жизни вела себя очень скромно.
Поговаривали, правда, что и Эйдлин обладал достаточно деспотичным характером и частенько указывал жене на её место, например – не разрешал давать интервью и позволял себе достаточно резкие высказывания.
– Как и все актрисы, ты не слишком умна. Твое дело играть, а не болтать, — говорил он.
Ирина Муравьева никогда не позволяла себе съёмок за пределами Москвы.
Она была нужна дома своим сыновьям и мужу и это всё-таки больше походило на её собственный выбор, а не на какие-то «указки» со стороны Леонида Эйдлина…
К своей карьере и популярности актриса всегда относилась достаточно настороженно. Она прекрасно помнила неудачи первых лет, помнила и детские комплексы, связанные с внешностью, и провалы при поступлении, и даже боязнь Фаины Раневской до выхода на экраны пресловутого «Москва слезам не верит».
В какой-то период жизни даже хотела уйти из профессии. Признание себя самой пришло вместе с жизненной мудростью.
Ирина Муравьева прожила в браке с Леонидом Эйдлиным сорок долгих лет. Супружество, построенное на компромиссе, позволило и сохранить семью, и полюбиться миллионам зрителей, поэтому смерть режиссёра в 2014 году стала для актрисы тяжёлым испытанием. Только сыновья и внуки удержали женщину от ухода в монастырь.
Врождённый оптимизм и упрямство не дали Ирине сломаться, она просто приняла очередной вызов судьбы и отправилась снова доказывать окружающим, что самая обаятельная и привлекательная женщина на свете – актриса Ирина Муравьева.