Советские вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) выступали как своего рода наш ответ Западу. То бишь, наш родной аналог западных рок-групп.
Первым слово ВИА на своей афише в СССР употребил в 1966-м году ансамбль «Авангард», выступавший от Донецкой филармонии.
В конце 1960-х окончательно сформировали жанр вокально-инструментальных ансамблей «Поющие гитары», «Весёлые ребята», «Добры молодцы».
Однако если в иностранных рок-группах крайне редко бывало более четверых-пяти человек, то советские ВИА просто поражали количеством задействованных лиц. Вокально-инструментальный ансамбль из десятка человек — проще простого!
Но почему же такие толпы людей на сцене получались? Давайте попробуем детально разобраться, друзья мои.
Сразу скажем: ВИА наши — суть от сути плод социалистической системы. То есть, в большинстве случаев создавались не как самородные пацанские коллективы из гаражей на городских окраинах. А в полном согласовании с властями рождались в Домах культуры да при областных филармониях.
Создавали ВИА люди с еще классическим музыкальным образованием, визуально привыкшие к большим классическим да джазовым оркестрам.
Советские ВИА за счет большой толпы на сцене явно казались дядям в кабинетах из кожи куда более солидными командами, нежели эти ихние битлзы, у которых едва квартет наскребся.
Музыканты советских ВИА получали довольно скромную оплату. Явно не рассчитывали на дорогие лимузины и крутые виллы. Сидя на положенной строгой зарплате, между собой за гонорары от концертов отчаянно не грызлись.
Экономить на гостиницах в гастрольных турах тоже не требовались. Хитрых ушлых продюсеров, набивавших свои карманы, не имелось. А значит напихать в вокально-инструментальный ансамбль можно было хоть тридцать душ народу. Вместе веселее!
Советский ВИА включал в себя отнюдь не только одних лишь музыкантов. Но и еще руководителей: художественного да музыкального. Эти ребята могли выступать на сцене, а могли не выступать. Но в любом случае числились в составе ансамбля, добавляя ему число лиц.
В советских ВИА могло быть сразу несколько не игравших на музыкальных инструментах отдельных вокалистов, а также музыкантов узкого профиля — от духовой секции, флейтистов с баянистами и вплоть до балаечников.
Сам состав вокально-инструментальных ансамблей частенько хаотично менялся — по велению сверху, опять-таки. В СССР имелось огромное количество музучилищ — всех их выпускников требовалось куда-то распределять.
Получалось, что кто-то уже пришел, а кто-то еще не ушел — вот тебе опять-таки толпа на сцене. Ну и в конце концов, аппаратуру нужно было таскать — пара лишних крепких мужиков в составе ансамбля точно для такого случая не повредят 🙂
Впрочем, как известно, время все расставило по своим местам. В конце 1980-х наша страна познала капитализм в его лучшем виде.
И на место огромных советских ВИА пришли обычные устроенные в соответствии с западными канонами экономии рок- и поп-группы по 3-4 участника.