Почему в советских ВИА было так много народу

Советские вокально-инструментальные ансамбли (ВИА) выступали как своего рода наш ответ Западу. То бишь, наш родной аналог западных рок-групп.

Первым слово ВИА на своей афише в СССР употребил в 1966-м году ансамбль «Авангард», выступавший от Донецкой филармонии.

В конце 1960-х окончательно сформировали жанр вокально-инструментальных ансамблей «Поющие гитары», «Весёлые ребята», «Добры молодцы».

Однако если в иностранных рок-группах крайне редко бывало более четверых-пяти человек, то советские ВИА просто поражали количеством задействованных лиц. Вокально-инструментальный ансамбль из десятка человек — проще простого!

Но почему же такие толпы людей на сцене получались? Давайте попробуем детально разобраться, друзья мои.

Сразу скажем: ВИА наши — суть от сути плод социалистической системы. То есть, в большинстве случаев создавались не как самородные пацанские коллективы из гаражей на городских окраинах. А в полном согласовании с властями рождались в Домах культуры да при областных филармониях.

«Поющие гитары»

Создавали ВИА люди с еще классическим музыкальным образованием, визуально привыкшие к большим классическим да джазовым оркестрам.

Советские ВИА за счет большой толпы на сцене явно казались дядям в кабинетах из кожи куда более солидными командами, нежели эти ихние битлзы, у которых едва квартет наскребся.

ВИА «Орэра», где начинал свою музыкальную карьеру сам молодой Вахтанг Кикабидзе (на переднем плане)

Музыканты советских ВИА получали довольно скромную оплату. Явно не рассчитывали на дорогие лимузины и крутые виллы. Сидя на положенной строгой зарплате, между собой за гонорары от концертов отчаянно не грызлись.

Экономить на гостиницах в гастрольных турах тоже не требовались. Хитрых ушлых продюсеров, набивавших свои карманы, не имелось. А значит напихать в вокально-инструментальный ансамбль можно было хоть тридцать душ народу. Вместе веселее!

ВИА «Голубые гитары»

Советский ВИА включал в себя отнюдь не только одних лишь музыкантов. Но и еще руководителей: художественного да музыкального. Эти ребята могли выступать на сцене, а могли не выступать. Но в любом случае числились в составе ансамбля, добавляя ему число лиц.

В советских ВИА могло быть сразу несколько не игравших на музыкальных инструментах отдельных вокалистов, а также музыкантов узкого профиля — от духовой секции, флейтистов с баянистами и вплоть до балаечников.

Сам состав вокально-инструментальных ансамблей частенько хаотично менялся — по велению сверху, опять-таки. В СССР имелось огромное количество музучилищ — всех их выпускников требовалось куда-то распределять.

Получалось, что кто-то уже пришел, а кто-то еще не ушел — вот тебе опять-таки толпа на сцене. Ну и в конце концов, аппаратуру нужно было таскать — пара лишних крепких мужиков в составе ансамбля точно для такого случая не повредят 🙂

ВИА «Пламя» — 1977-й год

Впрочем, как известно, время все расставило по своим местам. В конце 1980-х наша страна познала капитализм в его лучшем виде.

И на место огромных советских ВИА пришли обычные устроенные в соответствии с западными канонами экономии рок- и поп-группы по 3-4 участника.

Источник

Оцените статью