Мы все полюбили сериал «Сваты» и его искрометных персонажей. Маму Ольги Николаевны – строгую и острую на язык – сыграла Ольга Аросева (1925-2013). Я сразу сказала, что она там в образе постаревшей, но неувядаемой пани Моники.
Ну, дочке моей я объяснила, кто эта пани Моника. А нашим читателям объяснять не надо. Кто ж тогда не смотрел телепередачу «Кабачок 13 стульев»? И кто не знал пана Директора, пана Зюзю, пани Терезу с мужем паном Владеком. Но пани Моника могла затмить всех.
Трудно определить жанр этой передачи. Юмористическая передача? Шоу? Или немножко даже на стендап похоже. Ее очень ждали. Выходила передача раз в месяц и смотрели ее все.
Как известно, «Кабачок 13 стульев» неоднократно собирались ликвидировать. Но у передачи была такая «крыша», которой можно завидовать в принципе.
Горячим поклонником «Кабачка» был Леонид Ильич Брежнев. И именно он напоминал, что давненько передачу не показывали, что в последнем выпуске не было пани Моники… Какова была реакция, сами понимаете.
Пани Моника в исполнении Аросевой была сумасбродной, взбалмошной и модной дамой. Шляпки, перчатки, причесочка…
Она сегодня была бы популярнейшим блогером. Потому что ей очень много писали письма на ТВ, где спрашивали, как удержать мужа и выкройку ее последнего платья.
Сама актриса в интервью говорила, что женскими комплексами не страдает. Красавицей не была, но зато была всегда в себе уверенной женщиной. Вот и пани Моника такая.
Мы привыкли к передаче, шла она много лет. Маски персонажей твёрдо укоренились в наше советское сознание.
Если кого-то обзывали паном Директором, то все понимали, что руководитель он никакой. Если кого сравнивались с пани Моникой, то ясно было – рядом с ней ушки надо держать востро. Не соскучишься!
***
И как же я была потрясена в годы перестройки, когда узнала истинную биографию Ольги Аросевой. Тогда, как вы знаете, начали писать об эпохе 1930-х, о Сталине. Короче о том, чего мы не знали.
Отец актрисы – Александр Аросев был дипломат, известная личность в первые годы советской власти. Детство будущей актрисы прошло за границей, в Праге, в частности. Отец был советский посол, а дочь – обласканная благами девочка.
Есть хроникальные кадры авиапарада в Тушино 1935 года, куда Аросев взял с собой детей. Он стоял рядом со Сталиным, маленькая Оля Аросева, как понимаете, тоже.
Когда с небес полетели парашютистки с цветами, то свой букет Сталин отдал симпатичному ребёнку. И даже спросил, сколько ей лет. Она ответила, что ее день рождения 21 декабря.
Сталин улыбнулся и сказал, что это и его день и поэтому будем отмечать их вместе!
На следующий день десятилетняя Оля уже давала первое в жизни интервью «Комсомольской правде».
А ещё через год отца арестовали. Она сразу написала письмо старшему другу Сталину, чтобы он разобрался. Она, кстати, получила ответ, что, дескать, разберёмся….
Отца расстреляли и его она больше никогда не увидела. И не забыла ничего. Как говорила Майя Плисецкая: «С какой стати?!» Мне очень нравится это выражение балерины. Я тоже ничего не забываю. С какой стати?
Это уже совсем другие истории, как:
√ Аросева с сёстрами жили в статусе «детей врага народа»;
√ поступала в театральный;
√ сам Акимов взял ее работать в Театре Комедии с дипломом сестры;
√ влюблён был в неё драматург Алексей Арбузов.
А еще интересный эпизод, как она училась водить троллейбус для фильма «Берегись автомобиля». Как дружила она с Фаиной Раневской, которая звала Аросеву – Лелечкой. И как почти всю жизнь актриса проработала в Театре Сатиры в Москве.