«С Фаиной Раневской мы любили пошалить». Василий Ливанов — о драке с Юлианом Семеновым и актерских розыгрышах

19 июля знаменитому актёру, писателю, обладателю ордена Британской империи «за лучший экранный образ Шерлока Холмса» Василию Ливанову исполняется 88 лет!

Василий Ливанов. Фото из открытых источников

Будучи членом редколлегии газеты «Совершенно секретно», он тогда часто заезжал к нам в редакцию – за десятком чашечек кофе, покуривая (нет, не трубку, а почему-то тоненькие, похожие на дамские сигареты), поговорить о «трудных путях России», «кто виноват» и «что делать».

Услышав из коридора неподражаемый ливановский тембр, многие сотрудники «Совсека» не могли пройти мимо. Бунтарь и правдоискатель с рождения Василий Борисович всю жизнь был с кем-то в вечном противостоянии и ведении «военных действий».

До победы «дрался» то с ветряными мельницами, то с конкретными недругами, а в тот период – с Госкино России, его тогдашним председателем Арменом Медведевым и продажными чиновниками.

В. Ливанов. Фото из открытых источников

Помню, в 1998 году наша публикация «Василий Ливанов против синемафии. Кто и как ворует в нашем кино» наделала много шума.

Тогда Ливанов рассказывал, что был назван в честь великого русского актёра Василия Качалова, как в детстве мечтал стать конюхом либо ломовым извозчиком, но потом гены взяли своё.

Захватывающе рассказывал о кино, о съёмках, своих друзьях и врагах, о своей жизни, полной невероятных приключений и страстей.

Один папа – легендарный народный артист СССР, лауреат пяти Сталинских премий Борис Николаевич Ливанов чего стоит!

Или история о том, как за нелицеприятный отзыв об отце Василий Ливанов когда-то отправил в нокдаун Андрея Тарковского… Сейчас-то понятно, что все его истории надо было записывать, но я, к сожалению, сделал всего несколько интервью с ним.

Семь лет назад, к его 80-летию, я под впечатлением от его только что вышедшего двухтомника мемуаров предложил ему обстоятельно поговорить – вопросов были десятки. Но он откладывает встречу до сих пор.

Понять его можно – он уже высказался в своих книгах, а копать «ещё вглубь», видимо, не считает нужным. Надеюсь, еще передумает. Предлагаю самые яркие фрагменты из рассказов Василия Ливанова, записанные в разные годы.

С Татьяной Самойловой в фильме «Неотправленное письмо», 1960 год

ГОЛОС — МОЙ ХЛЕБ

— Василий Борисович, существует народная версия: у вас такой неподражаемый голос потому, что одно время Ливанов…

— (Перебивает.) Сильно злоупотреблял алкоголем? На самом деле всё было, конечно, не так. У меня был нормальный усреднённый баритон.

Но на съёмках картины «Неотправленное письмо» режиссёр Михаил Константинович Калатозов (кстати, мой «крёстный» в кино) «для большей документальности изображения» предложил нам озвучить зимние сцены прямо на улице.

В 40-градусный мороз! Из этого в итоге ничего не вышло: сильнейший ветер, микрофон бум-бум-бум, и, хотя мы там орали от души, получился брак. А голос я сорвал. Потерял вообще.

Потом он восстановился и стал такой вот скрипучий. Сначала я очень расстроился, а потом понял: голос — мой хлеб. Ведь на улице меня никто не узнает, настолько в жизни я отличаюсь от моих героев. А стоит сказать всего одну фразу, и всё…

Ещё великий итальянец Сальвини сказал: «Актёр — это голос, голос и голос!»… Однажды мы ехали из Питера от нашего общего друга с Володей Высоцким, курили в тамбуре и очень бурно дискутировали по поводу детской литературы.

Потому что Володя задумал детскую книгу в стихах, а у меня уже был «сказочный» писательский опыт плюс работа в мультипликации.

Вдруг смотрим: блондиночка-кондукторша высунулась из купе и смотрит на нас заворожёнными глазами. Володя ей раздражённо: ну чего тебе? А она и говорит: «Я в жизни двух таких голосов не слыхала!»

В молодости. Фото из открытых источников

— Кстати, как вы попали в мультипликацию?
— Во-первых, я с детства человек рисующий. Во-вторых, — закончил художественную школу. А в-третьих, попал, честно говоря, случайно.

Когда заканчивал Высшие курсы режиссёров кино, я написал три сказки «Самый-самый-самый», «Любовь голубого кита» и «Честный друг Жираф». Их почему-то боялись публиковать, редактура всё находила то нежелательные аналогии с властью, то скрытый политический подтекст…

Я пришёл в газету «Литературная Россия» за очередным отказом, а навстречу мне — высокий худой человек в красном пушистом свитере, с большой сигарой. И говорит: «Сказки мне понравились. Будем публиковать!» Оказалось, это Лев Кассиль.

Когда их опубликовали, «Союзмультфильм» предложил мне написать сценарий, а заодно и поставить. Мой художественный руководитель на Высших режиссёрских курсах Михаил Ромм сказал: «Ставь! Это будет твоя дипломная работа».

В итоге за мультфильм «Самый-самый-самый» я получил диплом с отличием. Так и проработал в мультипликации 7 лет — с 1965 по 1972 год.

— Чем больше всего эти годы запомнились?
— Я счастлив, что работал вместе с Фаиной Раневской и Риной Зелёной.

Так появились Карлсон, крокодил Гена, Удав. Кого я только не озвучивал — котов, псов, волков, пиратов, бармалеев, и земноводных, и подводных, не говоря уж о летающих…

Во всех наших мультфильмах масса импровизации, мы очень любили это дело. Например? В «Малыше и Карлсоне»: «Я пришёл к тебе на день варенья… день рожденья!» — чистая импровизация. Ещё мы с Фаиной Георгиевной Раневской «шалили».

Она говорит: «Вася, я хочу уесть телевидение. Терпеть его не могу». И появился текст, которого не было в сценарии. Помните, Фрекен Бок восклицает: «Сейчас приедут с телевидения, кого я им покажу?»

Карлсон отвечал: «Меня! Я красивый, в меру упитанный мужчина в полном расцвете сил». «Но на телевидении этого добра навалом!» И тут я «уедал»: «Но ведь я же ещё и талантливый!»

В фильме «Браслет-2», 1976 год

С ЮЛИАНОМ СЕМЁНОВЫМ ПОЗНАКОМИЛИСЬ ВО ВРЕМЯ ДРАКИ

— Правда, что с юности у вас было железное правило на съёмках обходиться без дублёров?
— Был даже случай, когда пришлось подрабатывать каскадёром за другого. Снимался фильм «Браслет-2», где я играл наездника.

И нужно было сделать сложнейший трюк: свалиться в денник к молодому жеребцу, который в пене метался как сумасшедший, прокатиться у него под брюхом и выскочить в дверь. Причём упасть нужно было со стены высотой метра три с половиной.

Циркач-каскадёр, когда ему объяснили, что надо делать, сказал: «Да ни за какие деньги!» Говорю режиссёру: «Снимай меня. Но заплатишь втройне».

300 рублей — по тем временам немалые деньги! Ударили по рукам. Вместо одного мне пришлось делать три (!) дубля. А тот платить ни в какую. Тогда я схватил кнут и за ним — так хотелось его протянуть… Жаль, не догнал.

— Так вы драчун?
— Вовсе нет. Махать кулаками и пить водку можно либо по молодости, либо по глупости. В жизни можно по-другому проявить себя не менее жёстко и основательно.

В детстве. Фото из открытых источников

— А в детстве вас часто били?
— И я, и меня. Однажды меня просто зверски избили за то, что я отказался ограбить… собственный дом. В каждом дворе была шпана, 15-16 лет, которая верховодила. Меня заставляли украсть у отца папиросы. Я отказался.

Тогда они приказали четырём товарищам ровесникам из моей же компании избить меня на их глазах. Это было страшное бандитское садистское насилие надо мной и над ними. Помню один — по прозвищу Кавалерия — когда бил, плакал.

Но иначе отлупили бы их. Мне сильно изуродовали лицо, выбили зуб и сбросили в люк нашей котельной. Я пролетел метра два и до вечера там отлёживался.

Но через какое-то время каждого из обидчиков я наказал — всем морду разбил. Кроме Кавалерии. Зато меня навсегда оставили в покое.

Кстати, с писателем Юлианом Семёновым мы познакомились как раз во время драки. Это было году в 1956-м, под утро на улице Горького.

Мы шли с моим другом композитором Геннадием Гладковым с большой холостой гулянки, и, как Гагрантюа и Пантагрюэль, решали сакраментальный вопрос: жениться Гладкову или не жениться.

Девушка, с которой он познакомился, ему очень нравилась, но был червь сомнения… И вдруг возле ресторана «Астория» наблюдаем картину: какой-то парень, прижавшись к стене дома, отбивается от четверых здоровенных лбов.

Мы даже сначала загляделись — уж больно здорово он это делает! Профессионально. Но всё равно: четверо на одного — несправедливо.

И вмешались. После первого обмена ударами и громких нецензурных воплей, они сбежали, а мы остались втроём.

Познакомились. Он назвал свою фамилию, очень похожую на название какого-то тропического растения — Ляндрес. Юлик Ляндрес. С тех пор началась наша многолетняя дружба… А Гладков всё-таки женился. И очень удачно!

Два друга и соавтора — Ливанов и Гладков. Фото из открытых источников

ВАСЬКА-КОТ С ПЕЛИКАНОМ

— Это правда, что вы с Геннадием Гладковым дружите с самого детства?
— Да, нашей дружбе более 75 лет, мы дружим со второго класса. Вообще школа у нас была очень необычная — 170-я, мужская.

Она дала огромное количество талантливых людей — журналистов, писателей, художников, актёров. В ней учились Эдуард Радзинский, Андрюша Миронов… Многие. Несмотря на то, что это была самая рядовая районная школа в центре Москвы.

— У вас была школьная кличка?
— Васька-Кот. В основном Кот, потому что Васька. А у Гладкова было прозвище — Пеликан.

Он был блондин с большим носом, когда ходил, чуть сутулился и жутко напоминал птицу пеликана. Сокращённо — Пиня. Для меня он так и остался Пиней на всю жизнь.

В классе меня очень любили, потому что я был этаким изобретательным хулиганом. Я уже тогда много рисовал — в основном карикатуры на своих товарищей и (что пользовалось самым потрясающим успехом) на всех учителей.

Придумывал разные выходки. Например, отвечая у доски, вставал на цыпочки внутри валенок и «вырастал» на целую голову. Медленно-медленно, при этом бойко отвечая на вопросы учителей.

Те смотрели полубезумными глазами, а класс просто умирал от смеха. Но мне почти не попадало. У нас в школе было «золотое» правило: ты мог сколько угодно озорничать при одном условии — если блестяще учился.

Вот это сочетание блестящих отметок с хулиганским поведением считалось высшим классом в нашей компании. Гладкову нельзя было хулиганить, так как он был старостой, зато он был лучший драчун.

Когда от класса нужно было кого-то выставить на поединок, — выставляли Гладкова. Примерно с пятого класса мы уже начали писать песни — я стихи, он — музыку. Тем более, что уже тогда у нас вдруг проявился интерес к девочкам…

В фильме «Слепой музыкант», 1960 год

ОКАЗАЛОСЬ, НАСТУПИЛ НА ГРАБЛИ

— Вы влюбчивый человек?
— Я был страстно влюблён только в двух своих жён. Первая моя любовь была юношеская — в 17 лет. Она была старше, но я был влюблён безумно. Она была дочкой академика, а я — шпана московская.

Ходил в сапогах, в кепке такой специальной, которую можно было купить на Перовском рынке. Барышня и хулиган, словом. Когда я приходил в университет встречать её, девочки у гардероба быстро хватали свои сумки. А ей вот нравилось с таким парнем гулять.

Она вышла замуж за другого, родила двоих детей. А через семь лет вышла замуж за меня… Это была моя сумасшедшая попытка вернуть свой роман вчерашнего дня, но оказалось, что наступил на грабли. Больше я на грабли не наступал…

А вот со второй женой, Леной, художником-постановщиком в мультипликации, у нас настоящий роман — мы вместе уже почти 50 лет.

— Можете назвать ваш самый безумный поступок по отношению к женщине?
— Свою первую жену я украл! Я работал на первом московском конном заводе табунщиком и параллельно снимался в «Слепом музыканте». А она жила с мужем в трёх километрах от завода в посёлке.

Мы семь лет не виделись, но я все эти годы её помнил, иногда звонил. Выпросил у знакомых шикарный старинный экипаж прошлого века, пролётку. Запрягли двух лошадей, один мой друг в козлах и двое — верхами. Я ей позвонил, попросил, чтобы вышла к калитке.

Она вышла. «Хочешь прокатиться?» «Только недалеко». Я крикнул: «Трогай!» И мы тронулись… с бешеной скоростью. Она говорит: «Сейчас выпрыгну!» «Прыгай!» Короче, я привёз её на завод, и это была наша первая ночь…

Между прочим, свою вторую жену я тоже, можно сказать, «украл». В день нашей серебряной свадьбы мы обвенчались. Выходим из храма, — стоит роскошная тройка лошадей.

Гостям было интересно: чья такая, кто приехал. А я откинул полог и предложил Елене прокатиться. Крикнул: «Трогай!» Она была в восторге!

Василий Ливанов с женой Еленой. Фото из открытых источников

ЗАКОНЫ ЛИВАНОВА

— Поэт и сценарист Геннадий Шпаликов сказал о своём поколении: «Все мы ушибленные Хемингуэем!»

— И это чистейшая правда! Все мы были «ушиблены» его книгами. В те годы редко у кого не висел знаменитый портрет — Хемингуэй с бородой и в свитере.

Тогда все запоем читали его рассказы, где герои только и делают, что пьют и дерутся. Мы не отчётливо понимали, плохо это или хорошо, и к чему это приведёт, но, тем не менее, это влияние «накрыло» целое поколение.

При общении выпивка, и немалая, тогда была обязательным ритуалом. Много и долго пить в творческой среде — стало модой.

Так что наша генерация была этим самым «зелёным богатырём» пропитана насквозь. К великому сожалению, многие из моих друзей, которых я безумно люблю и всегда помню, уже не могли остановиться.

— Лично вас это коснулось?
— Отвечу так: я тоже любил его рассказы. Но понимаете — все мы были безумно молоды. А в молодости можно всё. Помню, в Питере большая компания — художники…

Поэт Иосиф Бродский всю ночь читает свои потрясающие стихи… красивые женщины… старинный рояль… очень много выпивки, почти нет закуски… Тогда я мог час проспать на коврике под роялем, встать и пойти на съёмку. Свежий как огурец!

Я очень любил дагестанский коньяк. Этикетка — козёл с такими с тараканьими усами… Не поверите! Вдвоём с другом за вечер мы могли выпить бутылок шесть этого коньяку.

Такое, правда, бывало нечасто. А потом и вовсе пришлось дать по тормозам. Кто не смог, закончил жизнь трагически. Среди них — талантливейшие люди. Рюмку ещё никто не побеждал.

В фильме «Звезда пленительного счастья», 1975 год

— Какие собственные законы вы никогда не нарушаете?
— Я никогда не говорю ни одного плохого слова о женщинах, с которыми дружил. Никогда не предаю своих друзей. Никогда ни о чём не жалею.

Никогда не хотел бы свою жизнь прожить заново. Я очень люблю свою родину, свою страну Россию и всегда старался привить это своим детям. И никогда бы не хотел родиться в другой стране.

— Ваш портрет в роли Холмса — в охотничьей войлочной шляпе и с трубкой — украшает серебряную двухдолларовую монету, выпущенную в Новой Зеландии. Чем Василий Ливанов отличается от этого вашего экранного героя?

— Отвечу вам такой историей. Однажды я выступал в очень серьёзном правоохранительном учреждении — в клубе КГБ. Зал был полон золотых погон.

И мне задали такой вопрос: «Скажите, пожалуйста, вы семь лет снимались в образе Шерлока Холмса. Могли бы сейчас раскрыть уголовное дело?» Я сказал: «Дорогие товарищи! Игорь Кваша сыграл Карла Маркса. Я не думаю, что он пишет продолжение «Капитала».

На двухдолларовой монете

КОНТРРОЗЫГРЫШ ОТ АНДРЕЯ МИРОНОВА

— Вы сказали, что любите импровизацию. Разыгрывали друзей?
— Понимаете, с моим голосом это невозможно делать, скажем, по телефону. Мы бесконечно разыгрывали друг друга, когда снимались у Рошаля в фильме «Год как жизнь».

Там такая весёлая компания собралась — Андрей Миронов, Игорь Кваша, Никита Михалков, Арка Шенгелая… Чего там только не было! Однажды в воскресенье 1 апреля я вызвал Миронова к 8 утра якобы «на досъёмку фильма».

Попросил свою жену позвонить ему якобы от имени помощника режиссёра. Он, конечно, примчался и выломал дверь, поставил на уши всю охрану, потому что думал, что опоздал. А там — никого! Вообще Андрей был очень легковерен, разыгрывать его было одно удовольствие.

Он придумал контррозыгрыш и отомстил мне. Мы ужасно голодные после ночных съёмок шли по тёмному коридору в буфет, где жратва была просто неудобоваримая, кошмарная. Андрей говорит: «Хочешь шоколадку?» «Конечно, хочу!»

Даёт мне шоколадную медальку без обёртки. Я её бросил в рот и жую. Чувствую: жёсткая, несладкая, только зубы слипаются. Оказывается, он подсунул большую сургучную пломбу — от двери оторвал!

Андрей Миронов и Василий Ливанов в фильме Григория Рошаля «Год, как жизнь», 1964 год

А каков был Сергей Мартинсон! Озорник ну просто фантастический. Любил придуряться этаким немощным старичком, дышащим на ладан. А сам…

На съёмках «Ярославны — королевы Франции» (я там играл бродячего рыцаря Бенедиктуса, а Сергей Саныч — французского епископа) на мне была семикилограммовая кольчуга, тяжёлые сапоги сыромятные, тяжёлый ремень с огромной пряжкой.

Смотрю: еле-еле ковыляет к автобусу, где мы переодевались, а там ступенька — метр от земли. Я, конечно, бросился его подсаживать. Он еле бормочет: «Вася, спасибо, дорогой».

Подсадил, только повернулся спиной и… вдруг как будто меня огрели кувалдой! Я бежал, наверное, метров двадцать, чтобы удержаться на ногах. Оказалось, это Мартинсон прямо со ступенек прыгнул мне на плечи…

А самый легендарный прикольщик был Всеволод Санаев. В актёрской среде все знали, что Санаев может довести партнёра до истерики, до коликов, причём, в самый неподходящий момент. Он ещё, когда работал во МХАТе, этим славился.

У нас с ним были пробы в «Коллегах», и, зная об этой его манере, я попросил: «Всеволод Васильевич, я начинающий актёр, мне очень важно получить эту роль, умоляю ради Бога: на съёмке сдержитесь!»

— Ну и…
— Со скрипом, но он откликнулся на мою просьбу.

С отцом Борисом Николаевичем Ливановым (1960-е). Фото из личного архива Василия Ливанова

ЛЮБОВЬ К СВОИМ НЕДОСТАТКАМ

— Кто ваш самый любимый актёр?
— У меня нет «самых любимых». Самый любимый — отец, но он отец и для меня — целая актёрская школа.

И вообще я не люблю раздачи номеров: «актёр №1», «самая красивая женщина кино». Это же не концлагерь. Есть самые любимые партнёры.

Из женщин — Тамара Сёмина, блистательная актриса, человек прекрасный. А из мужиков, к великому несчастью, ушедший из жизни на взлёте мой друг Виталий Соломин, и Армен Джигарханян. Изумительные партнёры!

Ливанов и Соломин. Фото из открытых источников
С Виталием Соломиным в саге о Шерлоке Холмсе

— Вы известный правдоискатель – всегда с «шашкой наголо». Неужели никогда ничего не боялись? Людей, неприятностей…
— Ужасно боялся. Чкалова! Когда Валерий Палыч погиб мне было три года.

Он жил в нашем доме, и мой отец очень дружил с ним. Он казался мне страшным, потому что был такой огромный, мощный, видимо, меня, ребёнка, пугала энергетика его личности.

Помню, стою во дворе и боюсь войти в дом, потому что у подъезда стоит Чкалов. В чёрной шинели. Потом я узнал, что на самом деле он был очень добрый, ласковый и бурно нежный…

А неприятностей чего бояться?! Подумаешь, долго звание не утверждали, потому что был беспартийный. Говорили, мол, ты там в списке представленных на «Заслуженного».

Но тебе обязательно нужно зайти в партком Союза кинематографистов, который этот список утверждает, на собеседование. Я естественно не явился, и меня не утвердили… Ливановы никогда не состояли в партии, но и не были диссидентами.

— Почему ни то, ни сё?
— Отец гениально сказал. На огромном банкете, посвящённом первым сталинским лауреатам, проговорив час с моим отцом о МХАТе,

Сталин при всех громко спросил: «Борис Николаевич, а почему вы не в партии?» И тот без паузы ответил: «Иосиф Виссарионович, потому что я очень люблю свои недостатки!» Сталин расхохотался.

— Назовёте самый любимый фильм с вашим участием? Неужели «Шерлок Холмс»?
— Это фильм, который навесил на меня самый большой ярлык. Всё-таки 11 серий за семь лет.

Конечно, я его люблю. Что интересно: сами англичане нас с Виталием Соломиным признали лучшей парой континента всех времён.

В музее на Бейкер-стрит мой портрет висит на самом почётном месте среди англичан – исполнителей этой роли. Мне приятно, что в книге отзывов музея высокую оценку моей работе дали Маргарет Тэтчер, Питер Устинов и Грэм Грин.

А до этого была картина, пользовавшаяся тоже потрясающей популярностью, — «Коллеги» по повести Аксёнова о трёх врачах. Коллеги там — Лановой, Анофриев и я. Это фильм рекордист — собрал столько же зрителей, сколько «Чапаев».

Он вышел в самом начале «оттепели», в 1962 году. А сегодня лучшей своей актёрской работой я считаю роль Дон Кихота в ленте «Дон Кихот возвращается» и для себя профессионально ставлю её выше Шерлока Холмса. Вот эти фильмы, так сказать, веховые в моей актёрской биографии.

— Сегодня приглашают сниматься?
— Приглашать-то приглашают, все эти роли я категорически отвергаю. Криминально-глупые картины — идиотско-американское кино на русский лад.

Драматургия вся построена на кровище, насилии, сексе, высосана из пальца и к реальной жизни никакого отношения не имеет. Позориться только.

Источник

Оцените статью