Звезда рухнула с небосклона, едва успев взойти! Сергей Захаров в 1974 году получил сразу две высшие награды на престижнейших конкурсах — «Золотом Орфее» в Болгарии и «Сопоте» в Польше.
Певец стал желанным гостем на телевидении, появляясь в каждом концерте, а в 1976 году дебютировал в кино, сыграв одну из главных ролей в мюзикле «Небесные ласточки». Озвучил его роль (кроме песен, разумеется) Олег Басилашвили.
Обладателя роскошного бас-баритона и весьма привлекательной внешности ждала блестящая карьера. Но спустя пару месяцев после премьеры «Небесных ласточек», состоявшейся в декабре 1976-го, артист оказался замешан в настолько громком скандале, что всё с трудом им достигнутое отправилось, образно говоря, в мусорное ведро с его же подачи.
Любопытно, что ещё в звёздном для певца 1974 году его имя упоминалось в критической статье в «Советской культуре», где певца предупреждали, что у него началась «звёздная болезнь», и он рискует запятнать свой светлый образ.
Было известно о пьяных дебошах молодого певца на гастролях, швырянии денег и кутежах в ресторанах. Но Захаров махнул рукой на предупреждение.
Сергей считал, что статья инициирована Леонидом Утёсовым, из коллектива которого он перешёл в престижный Ленинградский мюзик-холл в 1973 году.
Это станет не последним обвинением Захарова в его преследовании всесильными людьми по личным мотивам. Кстати, Захаров прекрасно понимал, где он работает.
— Если бы не мюзик-холл, никто, возможно, меня бы и не узнал. Было много талантливых ребят, но они не попали на ту сцену, куда ходит начальство.
А я оказался прямо в поле зрения и Министерства культуры, и ЦК партии, и разных иностранных делегаций, ведь мюзик-холл был элитным коллективом западного розлива, — радовался своей удаче Захаров.
Но если ты находишься в поле зрения могущественных организаций, требующих достойного поведения, почему бы не присмирить свой буйный характер? Но нет. Сергей был молод, горяч и спешил жить на полную катушку.
Во Дворце культуры имени Ленсовета должен был пройти спектакль Ленинградского мюзик-холла. Перед началом Захаров зашёл в администрацию за контрамарками для своих друзей.
Но находившийся в кабинете главный администратор мюзик-холла Михаил Кудряшов заметил, что Захаров свои контрамарки уже получил.
Сергей разозлился и с ходу дал Михаилу в зубы. Тот, занимавшийся любительским боксом, ответил ударом на удар. Казалось, инцидент был исчерпан, но в антракте артист предложил Кудряшову «поговорить на улице» после спектакля.
Тот согласился, но не ожидал, что с Захаровым придут его друзья: ученик студии мюзик-холла Яковлев, дважды изгонявшийся за пьянки, некто Бойко (поклонник певца) и Долбая, бармен.
— Избиение? Что вы! Просто драка. Один на один! — заявлял Захаров. —Секунданты? Но они только смотрели…
Кудряшов же утверждал, что на него напали всей группой. В итоге он получил серьёзные травмы и больше месяца пролежал в больнице.
На Захарова завели уголовное дело, вскоре после этого он был ещё и задержан пьяным за рулём, тогда его поместили под арест до суда. Следствие длилось 6 месяцев. Почти всё это время певец находился в «Крестах».
Суд дал Захарову минимум, предусмотренный по статье 109, часть вторая — «Угроза или насилие в отношении должностного лица». Певец получил год.
Сидел он меньше с учётом времени, проведённого в СИЗО, а отбывал наказание в ИТК в городе Сланцы, работал на стройках города и клеил коробки. Потом он несколько лет гастролировал, не появляясь на сценах Ленинграда и Москвы.
— Как ни странно, я даже благодарен тем людям, которые меня посадили. К тому времени я очень устал. От внимания, от невозможности вести обычную, нормальную жизнь.
Это была как кара за то малодушие, которое я проявил, не уйдя в оперу. Несмотря на успех, неудовлетворенность собой достигала какого-то критического момента. Её надо было чем-то заглушать.
И я очень серьёзно увлекся алкоголем, — Захаров хорошо осмыслил произошедшее. — Жизнь разрушалась. Еще немного, и я бы просто сгорел. Доходило до того, что я ни черта не помнил. Что было вчера, позавчера…
Ну а на работе Сергей восстановился.
— Именно наш зал делал ему первые сольные концерты после той нелепой ситуации, — вспоминала директор БКЗ «Октябрьский» Эмма Лавринович.
— Когда Серёжа вернулся, Рахлин взял его обратно в труппу (Ленинградского мюзик-холла, — ред.), несмотря на все рекомендации этого не делать, а я ездила в обком партии и просила за него.
Все допускают ошибки, но это не та ошибка, за которую надо так наказывать. Мне всё согласовали, и с тех пор Серёжа стал постоянным артистом нашего зала.
Уже позже в 1990-е неожиданно появилась версия о том, что первый секретарь Ленинградского обкома КПСС Григорий Романов «засадил» Захарова в колонию из-за того, что ревновал его к Людмиле Сенчиной, на которую, якобы, сам положил глаз, а возможно, у них вообще был любовный роман.
Вот что рассказала сама певица в интервью:
— Серёжа Захаров в последнее время стал рассказывать разные байки про наши отношения. Он сам говорит мне: «Надо какие-то слухи сейчас запускать. Народу интересно».
Конечно, Захарову приятнее говорить, что его посадили из-за ревности большого начальника, а не из-за того, что он до полусмерти избил человека.
Но у меня не было романа ни с Захаровым, ни с Григорием Васильевичем Романовым. Все, у кого есть мозги, понимали, о каком романе может идти речь с человеком такого уровня. Если бы это было правдой, его, наверное, сожгли бы на костре.
— С Захаровым не дружила, он казался мне человеком, несколько испорченным звёздной болезнью. Но мы часто давали вдвоём концерты, пели по отделению. Редакторам очень нравился контраст: темненький — светленькая, брутальный мужчина — нежная девушка.
— Однажды редактор Ленинградского телевидения попросила помочь вести программу о Захарове — я должна была представлять его гостей. Собираюсь, крашусь, и тут мне звонят: «Все отменяется, возле мюзик-холла ужасное ЧП».
Прошло много лет, и я услышала, как Захаров рассказывает: «Мы работали с Людмилой Сенчиной, а ее поклонник Григорий Васильевич Романов ревновал ко мне ужасно. Он приставил ко мне человека из КГБ, чтобы тот спровоцировал драку. И я загремел под суд…»
— Я обалдела. Ведь в мюзик-холле был огромный штат музыкантов и артистов балета, и многие из них своими глазами видели эту драку! Но Сергея это не смущало… Я его на концерте спрашиваю:
— Серёж, скажи, зачем тебе это надо? Знаешь, почему спрашиваю? Я творческий человек, придумщица. Если тебе надо, давай заверну историю покруче, а ты её расскажешь. Ну что ты с такой чушью позоришься?
— А что тебе в моей истории не нравится?
— Да скабрезная она и скучная.
— Люся, да что ты всё усложняешь! Это же скандальный пиар, он никому никогда не повредит.
— Ну тогда вперёд, — отвечаю. Потому что мне ни холодно ни жарко от подобных слухов, это формат артистической жизни, её неизбежные минусы…
Здесь стоит обратить внимание на слова певицы о том, что Романова бы сожгли на костре за аморальность. Произошло бы это не из-за того, что человек на таком посту должен был блюсти чистоту в семейной жизни.
Просто на эту должность амбициозных энергичных желающих имелось много, дай только повод и сожрут вместе с костями. Так что Захарову веры особой нет.
После опалы певец вновь поднялся, побывал на гастролях почти в семидесяти странах, вёл передачи на Петербургском радио, выпустил около двадцати пластинок и компакт-дисков. Возглавлял фонды и фестивали, а в 1996 году Захарову присвоили звание народного артиста России.
Кстати, в 1999 году Сергей мог умереть. В поддержку избирательной компании Бориса Ельцина он дал более 60 концертов, и после одного из выступлений его увезли в реанимацию, где у певца наступила клиническая смерть. Врачи чудом его откачали.
Ну а говорить о том, что судимость сломала ему жизнь, неверно. Когда Людмила в 2018 году умерла, Захаров гастролировал на Дальнем Востоке. Одна из ТВ-программ устроила телемост с певцом.
Сергей с грустью вспоминал хрустальный голос и красоту Сенчиной, а в конце сказал: «Пока, Люся. Увидимся…» Прошло чуть больше года, и Сергей Захаров ушёл из жизни. А красивый был дуэт! Должно быть, снова поют вместе на небесах…