Советская эстрада: как боролись с цензурой вокально-инструментальные ансамбли СССР

«Здравствуй песня»,»Веселые ребята», «Красные маки», «Синяя птица» — вот лишь некоторые из групп, которые доминировали в советском музыкальном мейнстриме с 1960-х по 1980-е годы.

В то время как на Западе крутили, дискотеки и буги, в Советском Союзе слушали безвкусную, но очаровательную версию западной музыки с государственной цензурой: так называемые вокально-инструментальные ансамбли (ВИА).

В послевоенное время западная поп-музыка проникала через советские границы через европейский радиоэфир и контрабанду пластинок.

Несмотря на дорогостоящие меры по глушению, правительство не смогло предотвратить распространение несанкционированной буржуазной музыки на территории СССР.

Советское руководство было встревожено популярностью этой музыки не только из-за её пропаганды «упаднических» западных ценностей, но и потому, что её популярность, казалось, подрывала предполагаемое превосходство советской культуры.

ВИА представляли собой санкционированную альтернативу более откровенным пропагандистским усилиям государства по воспитанию и завоеванию нового поколения советской молодежи.

В отсутствие широко распространенных альтернатив, ВИА пользовались огромной популярностью, продавались миллионами альбомов и стали де-факто саундтреком позднего социализма.

Парадоксально, но звуковая и визуальная эстетика самых популярных в СССР ансамблей, таких как «Поющие гитары», «Самоцветы» и «Песняры», имела больше общего с их западными коллегами, чем с предыдущим поколением советской музыки. Как описал Артемий Троицкий в своей книге «Назад в СССР»:

Слова «рок» и «бит» были нежелательны, поэтому эти группы… официально окрестили ВИА… ВИА был дисциплинированной (или, если быть откровенным, кастрированной) версией бит-музыки.

В составе ВИА-группы обычно было около 10 музыкантов… а репертуар включал инструментальные номера в стиле «Теней», хромые русскоязычные каверы мелодий английских и американских хитов и обычные русские эстрадные мелодии с мягким электрическим звучанием.

За кулисами у каждого ВИА был «художественный руководитель» (цензор), который следил за тем, чтобы звучание и внешний вид групп соответствовали вкусам государства.

ВИА запрещалось танцевать или много двигаться на сцене, существовал строгий дресс-код, состоявший в основном из костюмов, национальных костюмов и военной формы.

И они должны были следовать советской идеологии, какой бы слабой она ни была в эпоху Брежнева и Горбачева.

Благодаря YouTube и нескольким онлайн-архивам, всё ещё можно послушать ВИА, которые теперь звучат менее безвкусно и более китчево, давая представление о музыкальных чувствах, которые могли культивировать государственные цензоры.

И все же старшие поколения продолжают проявлять страсть к группам своей молодости.

Хотя многие ВИА распались вместе с Советским Союзом, их популярность сохранилась, особенно среди советского поколения, выросшего вместе с артистами: разделы комментариев на YouTube к песням ВИА заполнены воспоминаниями о подростковом возрасте и первых влюбленностях.

Спустя 30 лет после распада Советского Союза ВИА остаются культурным краеугольным камнем для России и других стран СНГ.

Как утверждает Кристен Рот-Эй в своей работе «Московский прайм-тайм», «советский рок был производным, но это не значит, что он был неаутентичным в глазах людей, которые его создавали и использовали».

И сейчас, благодаря Интернету, музыка и истории артистов ВИА по-прежнему обсуждаются и сохраняются теми, кого они искренне затронули.

Источник

Оцените статью