Каким образом в человеке зарождается гордыня, и что этому способствует? Об этом рассказал иерей и педагог Константин Корепанов.
Константин Корепанов, иерей:
Гордость бывает двоякая. Бывает очевидная, которая проявляется в том, что человек ведёт себя нагло, по-хамски, заносчиво… И окружающие люди видят, какой он гордый.
Таких гордецов Бог смиряет явно: болезнью, тюрьмой и другими тяжелыми скорбями. Бывает гордость внутренняя, которая внешне не видна. Про таких людей в народе говорят: «В тихом омуте черти водятся».
Внутренняя гордость свойственна фарисеям. Внешне они ведут себя правильно и благочестиво. При этом именно фарисеи, а не разбойники, убили Христа.
Человек, наделённый внутренней (неочевидной) гордостью считает себя не таким, как все. И он хочет показать, что он отличается от всех остальных. Что он особенный.
Даже когда он ведёт себя благочестиво, он это делает не ради заповедей Божьих, а для собственного удовлетворения и самодовольства.
У такого человека появляется снисходительно-пренебрежительное отношение к людям. К примеру, он думает о ком-то: «Что с тебя взять-то, с пьяницы?»
Это в случае, если человек собою доволен. Если же он собой недоволен или люди считают его несостоявшимся, то он бывает испытывает презрение, зависть, обиду, постоянный непрекращающийся ропот на Бога: «Почему у этой шалавы уже третий муж, а у меня нет? Почему Ты ей всё даёшь, а мне нет?»
То есть в таком человеке есть либо внутреннее самодовольство, либо внутреннее раздражение на свою неудачную жизнь. Это всё — признаки гордыни. Но она не яркая. Она не проявляется в каком-то экзотическом или скандальном поведении.
У такого человека со всеми могут быть вполне нормальные отношения. Но внутри у него — много боли и много спеси. Если заглянешь туда, то ужаснёшься. А внешне — всё выглядит хорошо.
В отличие от очевидной гордости, такая гордость зарождается в детстве. И является продуктом не столько воспитания, сколько самовоспитания. Поскольку воспитанием ребёнка всерьёз никто не занимается.
Такой ребёнок начинает читать книжки про хороших людей. Эти люди ему очень нравятся. Он хочет быть похожим на них. Он наблюдает за окружающей действительностью и понимает, что хорошие люди, такие как в книгах, ему не встречаются.
Себя он отождествляет с хорошими людьми из этих книг. И когда он начинает сравнивать себя с другими, то понимает, что он — лучше других, что он — особенный.
Происходит некое самовоспитание, которое с реальной жизнью не имеет ничего общего по причине того, что ребёнок не находится в контакте со своими родителями.
Хорошо бы, чтобы этот контакт выстраивали отцы. Но поскольку в не во всех современных семьях есть отцы, то ребёнку поговорить бывает не с кем. Никто не может дать ему ориентиры и скорректировать его поведение.
К примеру, сказать ему, что он неправильно судит, что книга — это не жизнь, что в жизни бывает не всё так просто, как он себе представляет. Это может сделать и мама, но ей не до этого. Она работает за двоих…
И получается, что вне контакта с родителями ребёнок создаёт себе свою систему ценностей, оторванную от жизни. А поскольку он живёт обычной жизнью — школу посещает, уроки делает, книжки читает, по дому помогает, то никто не интересуется, что происходит в его внутреннем мире.
И никто не знает, что у него внутри — нездоровая система ценностей. Чтобы это знать, нужно с ребёнком общаться, нужно читать то, что читает он.
Если родители не вмешиваются, то это ещё половина беды. В конце концов, Бог, рано или поздно начнёт делать то, что не сделали родители в процессе воспитания.
Но родители могут это возрастание гордости в ребёнке усугубить. К примеру, они начинают культивировать успешность в ребёнке. То есть всячески поддерживать в нём стремление к успеху.
Сегодня в нашем обществе это особенно заметно. Это было и в советское время. Просто советское общество не давало этому тщеславию реализоваться.
Итак, родители поддерживают в ребёнке стремление быть успешным. Они думают, что делают это для ребёнка, а на самом деле они через него реализуют свои амбиции.
Культивирование успешности приводит к тому, что ребёнок заражается гордостью родителя. Мало того, что он становится отравленным этой гордостью, он с неизбежностью вступает в конфликт с мамой и папой.
Почему? Потому что родитель говорит: «Это я тебя таким сделал». А ребёнок отвечает: «Это я себя таким сделал». Две позиции сталкиваются.
То есть родители сначала все силы вкладывают в то, чтобы ребёнок стремился к успешности. А когда он достигает результата, то отодвигает родителей в сторону. Он не будет им благодарен.
Потому что заражён гордостью. И все свои достижения он считает своим собственным продуктом. А родители хотят, чтобы он был безмерно благодарен им.
Родители не понимают, что причиной столкновения является их собственная гордыня. Сначала они вкладываются в ребёнка, а потом ждут, что он будет благодарен им всю жизнь. И поэтому конфликт неизбежен.