Любители советского кино наверняка помнят этого актёра. В его фильмографии не так много картин, ещё меньше главных ролей, но те, которые он сыграл, запоминались надолго.
Кинодебют 20-летнего студента Школы-студии МХАТ Георгия Епифанцева состоялся в 1959 году. Он сыграл роль Фомы Гордеева в одноименно фильме режиссёра Марка Донского и после премьеры сразу проснулся знаменитым!
Фильм вошёл в число лидеров проката, а на следующий год завоевал премию «Серебряный парус» на Международном кинофестивале в швейцарском Локарно.
Потом была роль второго плана в ещё более популярной картине Михаила Ромма «Девять дней одного года». Он сыграл донора главного героя по имени Митя.
В следующие двадцать лет он почти каждый год снимался в кино, но своей главной работой считал театральную сцену. Один сезон выступал на сцене Театра на Таганке и более тридцати лет свой жизни посвятил родному МХАТу.
На пик популярности актёр вышел в конце шестидесятых, когда сыграл роль Прохора Громова в знаменитом советском фильме «Угрюм-река».
Георгия стали узнавать на улице, просить автографы, а девушки писали ему восторженные письма с признаниями в любви.
Но к тому времени тридцатилетний актёр был женат и уже воспитывал детей, поэтому надежды поклонниц были тщетными. Чуть позже, в 1971 году, в их семье родился сын Владимир, который, к слову, продолжил дело отца и позже стал известным актёром.
Вначале 80-х Георгий Семёнович пристрастился к спиртному. Правда, в те годы пили многие. Даже в его родном театре настоящие корифеи сцены тоже любили пропустить одну-другую рюмочку в рабочее время, как и их руководитель Олег Ефремов.
Так что в этом плане он просто не выбивался из общего ряда. Правда, позже страсть превратилась в болезнь, с которой он так и не справился до конца жизни.
А финал его жизни был трагическим. В конце 80-х годов страна покатилась в экономическую пропасть. Для этого было много разных причин, но речь в моей статье не об этом.
Первыми этот упадок почувствовали на себе объекты культуры, так как начиная с 1988 года их просто прекратили финансировать. По причине отсутствия в бюджете денег. Это были музеи, театры, киностудии и т.д.
МХАТ тоже не стал исключением. В начале 90-х попробовали поднять цены на билеты, чтобы как-то свести концы с концам.
Но обнищавшие советские граждане после «павловской реформы», которая стала первым ограблением народа в череде последующих потом, уже думали не о «зрелищах», а только о «хлебе».
Во МХАТе почти год актёрам не выплачивали жалования, хотя время от времени спектакли шли. А в семье Георгия Семёновича подрастало трое несовершеннолетних детей. Чем их кормить?
И тогда актёр пошёл торговать на рынок. Причем даже не своим товаром, а нанялся к местному кооператору продавцом.
И в дождь, и в холод стоял у лотка с челночными товарами на Киевском рынке, стараясь, чтобы его как можно реже узнавали бывшие поклонники и соседи, так как этот рынок был в пешей доступности от его дома.
Но бывшую знаменитость покупатели, конечно же, узнавали и жалели. И это унизительное положение стало для него ещё большим испытанием, чем несколько лет назад испытание популярностью и славой. Жалел его и сосед по торговому лотку, который нередко наливал ему стаканчик.
Однажды в июле 1992 года после работы он возвращался домой и, переходя железнодорожные пути, попал под поезд. По данным медиков, смерть наступила сразу. Ему было 53 года.
Недавно на передаче Бориса Корчевникова «Судьба человека» сын Георгия Семёновича, известный российский актёр Владимир Епифанцев рассказал об этой трагедии так:
«Проехал один поезд, он перешел, но не заметил другой встречный. Теперь на этом месте нет такого перехода. А раньше, в 90-е годы, таких переходов было много.
Там гибли люди постоянно. Сложное место. И трезвые погибали. Один поезд проезжает, а потом сразу другой выскакивает. Я помню эти ощущения.
Его это коснулось. Может, это не был удар в лоб. Он лежал нормальный, не истерзанный. Я устроил истерику, когда узнал. Часа два ревел…» Георгий Епифанцев похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.