Это выражение осталось только в древнем меме. Телевидение в России объективно стало несвободным, и сейчас легко даже сказать, когда оно впервые заметно поскучнело.
В декабре 2013 года власти ввели штрафы за мат в эфире, и теперь все неприличные слова на Х, на Б, на Е и на П попали в вечный бан Роскомнадзора. На телике чуть больше воздуха появлялось после 21:00, и то с обязательной возрастной маркировкой 16+.
Некоторые каналы дополняли официальный черный список своими выражениями. Например, шоумен Михаил Галустян рассказывал, что на СТС под запретом остается слово «жопа», а на ТНТ его можно произносить лишь после девяти вечера.
При этом в Роскомнадзоре подчеркивали, что сниженная лексика разрешена – так что это вопрос лишь к боссам «НМГ» и «Газпром-Медиа».
Теперь же о самоцензуре рассказывают на других телекомпаниях. Ведущая и экс-гендиректор MTV Россия Яна Чурикова заявила, что под внутренние запреты попало слово «лох».
Она сообщила, что получила рекомендации юридического отдела канала, чтобы «лох» исчезло из дневного эфира – его можно было произносить после 21:00.
В подкасте «Сережа и микрофон» Сергея Мезенцева Чурикова уточнила, что им также пришлось блюрить эротические сцены в музыкальных видео и вкручивать плашку «18+».
«Группа «Ленинград» в каком-то клипе где-то в 2001-м [говорила] и «попа», и чуть ли не слово из трех букв. Все в эфире днем», – вспомнила Чурикова.
Она назвала триггером для властей эротическую сцену в «Доме-2», после которой и ввели возрастные маркировки под предлогом защиты детей. И если мат и секс были прописаны в законе, то чем юристам MTV не понравилось слово «лох», неизвестно.
Да и странно было бы на молодежном канале называть отсталых сверстников выражением, сохранившемся только в древнем меме «Лох! **** [Гомосексуал]!».
Перелистывая новости, я наткнулась на интересный заголовок о защите норм русского литературного языка и уже было обрадовалась: «Ну наконец-то запретят материться!
А то просто невозможно подростков в школе слушать и ролики смотреть, в которых и цензурных слов нет!» Ага, размечталась! Никакого запрета на маты! Ругайтесь на здоровье! Законопроект касается совсем другой сферы русского языка.
Всё как у Ахматовой: «И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово». Именно к этому стремится наше правительство.
Теперь согласно закону «О государственном языке Российской Федерации» нельзя употреблять иностранные слова, если их можно заменить аналогичными русскими.
Этот запрет касается нескольких сфер:
— образование
— СМИ
— показы фильмов в кинозалах
— реклама
— государственные и муниципальные системы
В этих сферах не используем английские слова, а заменяем их на общеупотребительные аналоги русских слов, которые содержатся в нормативных словарях. Эти словари будет утверждать правительство на основании предложений комиссии по русскому языку.
Нормы русского языка должны соблюдаться в любом законопроекте, а также в адресах телеграммных и почтовых отправлений, в почтовых денежных переводах.
Если брать рекламу, то именно в ней больше всего иноязычных элементов. Иностранные наименования и товарные знаки можно оставить как есть, закон их не касается. Но в остальном нерусский алфавит использовать нельзя.
По начальной идее это поможет защитить русский язык в реклaмной сфере, убережет от заимствований.
Что это значит для нас
41% опрошенных россиян поддерживает этот проект. Зачем употреблять английские слова, если их можно заменить русскими?
В список самых раздражающих заимствований попали «окей» (это слово на первом месте), «пати», «триггер», «лайфхак», «челлендж», «фейк», «коуч». Более 36% людей по опросам поддерживают использование иностранных слов.
Данный закон призван повысить уровень грамотности простых граждан, сделать русский язык государственным, контролировать качество словарей, справочников, грамматик, а также соблюдение норм и правил современного русского литературного языка всеми должностными лицами.
Что это даёт нам? Мы, простые люди, можем по-прежнему писать «окей» и «покажу тебе лайфхак»!
В своих блогах и сайтах с иностранными словами надо быть осторожнее, особенно учителям, продавцам, рекламщикам, всем должностным лицам.
Освещаю эту тему здесь, так как она касается и сферы образования. Подрастающее поколение должно обучаться согласно нормам русского литературного языка.
И кто знает, может быть, не будет больше непонятных для старшего поколения «коучей». Будут просто тренеры, наставники, учителя.
Лично я рассматриваю данный законопроект как полнейший патриотизм, наряду с желанием ввести значки на школьную форму с символом России, поднятием флага и введением «Разговоров и важном».
С другой стороны, например, в рекламе я вижу просто чрезмерное увлечение англинизмами. От этого надо отходить.